_ _|__  в кабинет             | ||               
                     |       ___                  | ||               
           _|___            |_|_|        _|___    |_||               
              |             | | |           |     | ||               
                            |_|_|                 | ||               
                  ____             осмотреться    |_||               
                    |                  ---->      | \ \              
__________________________________________________|__________________
                                                                     

 

Запись вторая (шестьдесят третья): ШЕСТНАДЦАТОЕ ЯНВАРЯ

Вместо очередной записи   я предлагаю вниманию посетителей нашей гостеприимной "Квартиры Х" два текста, предназначенные для публикации в газете "Вечерняя Уфа". В первом мы с коллегой несколько игриво рассуждаем о новой поэзии. Не всей, конечно, а только некоторой.
Кое о чем я уже говорил на сайте, кое о чем еще нет.
Учтите, диалог этот предназначен для рубрики "Мимолетности".
Второй опус появился в "Вечерке" на странице "Лига профессионалов" - в связи с трехсотлетием российской прессы.
Мне подумалось, что, сведя эти два текста вместе, я получу сумму, в которой есть что-то, кроме двух слагаемых. Возможно, именно заметки на случай лучше всего не только отражают время, но и пророчат что-то о будущем. Не дай, конечно, Бог, но все же... Прорицательство заразительно!

В забытом доме зреет бунт… стихов

Александр КАСЫМОВ:

В последнее время у меня такое впечатление, что стихов никто не читает.

Илюзя КАПКАЕВА:

Ну ты же читаешь…

А.К.:

Ну да. Привез из Москвы пачку книжек. И сейчас буду тебя мучить стихами.
Вот послушай:

Я знаю истина проворно
бежит иголкою в стогу,
и грубой сетью стихотворной
ее схватить я не смогу.
Но там, где исчезает тело,
где закругляется земля,
она лежит, как парабеллум,
забытый в ящике стола.

И.К.:

Что-то не нравится мне про парабеллум…

А.К.:

Мне, кстати, тоже. Хотя… появляется он в стихотворении вовремя. Здесь требуется что-то неожиданное, шокирующее, может быть.

И.К.:

Это понятно.

А.К.:

Сама мысль о неуловимости истины выражена достаточно четко, внятно. Для поэта-дебютанта это уже достижение.
Еще послушай:

В забытом доме зреет бунт вещей.
Ты этот день поправить и не пробуй.
Разбилась чашка с радостью и злобой,
и свитер разошелся на плече.

Повсюду дышит ужас нелюбви.
Раскрой окно и покажи предметам,
Как женщины в оранжевых жилетах
играют желтой горкою листвы.

Грустная осень!..
Вот посмотри книгу – “Сны-синицы”. Автор – Инга Кузнецова. Издательство “Независимая газета”. Оказывается, у него есть серия “Поэзия”.

И.К.:

Выглядит достойно. Жаль, в уфимские магазины что-то эта серия не попадает.

А.К.:

Что тут скажешь? Поэзия не очень ходкий товар. Может, это и хорошо. Все-таки искусство это особое.
Кстати, в книге “10/30” тоже есть подборка Инги Кузнецовой. Подзаголовок – “Поэзия тридцатилетних”. Издательство _ “МК-Периодика”. Там представлены десять Максим Амелин, Дмитрий Воденников, Михаил Гронас, та же Кузнецова, Александр Леонтьев, Андрей Поляков, Борис Рыжий, Дмитрий Тонконогов, Санджар Янышев, Глеб Шульпяков. Последний и составил антологию.

И.К.:

О Воденникове ты что-то уже говорил.

А.К.:

У Дмитрия вышла четвертая поэтическая книга – в издательстве “О.Г.И”. Там мое послесловие. Но про эту книгу я как-нибудь скажу отдельно. Дело в том, что я был в Москве на ее презентации.
А сейчас просто назову еще две книги. Кирилл Медведев выпустил сборник стихов и текстов “Вторжение”. Интересный пример опрозаиченной поэзии, даже прозы в стихах. Хотя эти его перечни все-таки составляют если не пейзаж, то натюрморт повседневности. Приметы ее автор выбирает выразительные, важные - конечно, прежде всего для персонажа, но не только.
Елена Фанайлова издала книгу под названием “Трансильвания беспокоит”.

Человеческая ласка и забота
Долго, долго в черном теле
Были все измучены посредством взвода или КЗОТа
Серной кислоты и жидкого азота
Легкие тела, вы быстро опустели

К этим стихам надо привыкнуть. Но в них, по-моему, есть тоска по любви.
Мне кажется, что просто назвав эти несколько поэтических сборников, мы с тобой обозначили тенденции развития современной русской поэзии.

-----

Ситуации, конечно, бывают разные и оценки тоже.Здесь для связки двух текстов я позволю себе вставить цитату из электронного письма ко мне одного литератора с именем (оригинал - в моей папке входящих):

Что до "10/30" и Шульпякова, то это все черт знает что, а Шульпяков -
патентованная ... (следует вполне печатное, но весьма грубое слово - А.К.). Все это не ново само по себе. Изумляет меня в этой
истории ровно два обстоятельства:
1. Отчего куратор издательской серии "МК-Периодика", приличный прозаик Игорь Клех, начав со сборников концептуалистов и метафористов, поручает составление сборника поэтической молодежи Шульпякову?
2. Отчего мои любимые Андрей Поляков и Михаил Гронас соглашаются участвовать в этой ... (следует малопечатное и весьма грубое слово - А.К.), зная состав участников и имя составителя?
Вот это действительно странно и некрасиво.

-----

Дурдом и музыка

В далеком отрочестве я любил читать про журналистов. Например, мне очень нравилось сочинение Карела Чапека “Как делается газета”. Хоть пан Чапек показал в своем произведении сплошной дурдом вместо музыки.
Теперь я читать про журналистов не люблю. Потому что, куда деваться, действительно – дурдом вместо музыки.
Что касается музыки, то ей никогда не учился – и потому про нее почти ничего никогда в жизни не написал. Правда, дважды имел дело с певицей Еленой Камбуровой. И вроде бы все обошлось. Импровизируя вокруг ее концертов, как будто бы ни разу не ошибся: песня – очень простой жанр. Даже сложная.
Что касается дурдома, то, как говорит один мой автор, нормальные люди стихов не пишут (причем, сам он все-таки их пишет). И потому ко мне как самому большому специалисту в редакции по поэзии приходит много странных людей. Приходил даже один психиатр, но с прозой. Но регулярно. Недавно переехал в Москву. Пишет, что живет хорошо, только времени на литературу не остается. Все время дела.
Понятно, писать – значит бездельничать.
Один раз в советские годы я принимал председателя ЦК КПСС, Правда, без стихов. Он пришел и потребовал переслать в Москву приказ председателю КГБ выслать в Уфу, захваченную врагами, автоматчиков. Я обещал, но не выполнил.
А теперь про настоящий дурдом. Только ради Бога, не подумайте, что я про какое-нибудь конкретное медицинское учреждение говорю или, например, обобщаю. Один мой автор – талантливый человек лечился… ну знаете где. Он лежал в этом заведении месяц, другой, а потом наступил Новый год. А поскольку санитары в отделении уже привыкли ко мне и даже перестали спрашивать у пациента: “А это кто к тебе пришел?” – то вскоре после встречи очередного какого-то (точно не помню) года, один из них попросил меня сбегать за чекушкой. Магазин был через дорогу. И я сбегал.
Вот только не знаю, что было потом в отделении.
И что характерно, я скорее этот свой поступок расцениваю как героический.
Надо же так втереться в доверие к персоналу!
И я бежал эти… сто или двести метров и думал про доктора Чехова и его, извините за выражение, “Чайку”.
Еще я горжусь тем, что на меня как-то накричал директор одного театра. Я до сих пор не понял, за что.
Но он не только накричал, но не велел больше мне ходить о театре, писать о театре. Я до сих пор иногда пишу. И страшно этим горжусь. Вот недавно в Москве смотрел спектакль по пьесе Виктора Коркия (это была антреприза!), а потом пил в буфете коньяк с режиссером Андреем Россинским и автором. И еще прима рядом сидела. Но про нее в другой раз. Если напишу… А то бывает, что не пишется.
Кстати, “Палату № 6” тоже Чехов написал.
Критику тоже нормальные люди не пишут – ни театральную, ни литературную (я-то больше по этой части), ни художественную… Нормальные люди пишут детективы, фантастику и прочую жуть, а потом несут мне читать. И просят сделать это за три дня – страниц-то всего 150. Правда, шрифт нечеткий, вы уж извините…
Я б хотел забыться и заснуть…
Однажды я позвонил Михаилу Рабиновичу (Художественный руководитель Республиканского русского драмтеатра РБ) и сказал, что хочу сыграть в “Горе от ума” Чацкого. Миша был, видимо, настолько поражен моей наглостью, что до сих пор не пытается ставить Грибоедова.
А я все играю Чацкого:
- Не образумлюсь… виноват…
Ну и так далее.
Правда, музыкально?