_ _|__  в кабинет             | ||               
                     |       ___                  | ||               
           _|___            |_|_|        _|___    |_||               
              |             | | |           |     | ||               
                            |_|_|                 | ||               
                  ____             осмотреться    |_||               
                    |                  ---->      | \ \              
__________________________________________________|__________________
                                                                     

 

Запись третья (шестьдесят четвертая): ДВАДЦАТЬ ВТОРОЕ ЯНВАРЯ

В одной из записей в Окне я цитировал Андрея Немзера, опубликовавшего в конце прошлого года в газете "Время новостей" хронику литратурных событий - подробную и представительную.
Поскольку ведущему этого дневника до всего есть дело, он послал господину Немзеру e-mail, где высказался по актуальным проблемам литературной современности. Вот ответ А.Н.:


К безоценочности в своей хронике (которую Вы почему-то браните "рейтингом") я стремился сознательно. Хотя вовсе от нее уйти не мог. К тому же в газете (в отличие от сетевой версии) были портреты письменников, выбор коих достаточно значим. Кроме прочего, я темнил еще и потому, что нынче вхожу в жюри "григорьевки" - следственно должен таить и чувства, и мечты свои. Хотя глупо. Профессиональным читателям мои симпатии-антипатии, конечно, известны.
Что до павловского лауреатства, то не понимаю Вашей (и не только Вашей) "взбудораженности". Я не был в восторге ни от Бутова (хотя достоинства в "Свободе" вижу), ни от Шишкина (я был единственным членом жюри, голосовавшим против этого решения - и совсем не потому, что - согласно ушлым толкователям - "двигал Слаповского"; слава Богу коллеги по судколлегии должны помнить, как я их уговаривал: хоть Кононов, хоть Залотуха, хоть Палей, хоть даже тридцать лет назад свои хризантемы высадившая Шенбрунн, но не аккуратный и закомплексованный своей эмиграцией Шишкин). Прошлогоднее жюри присудило премию Улицкой, то есть прозе из чуть "продвинувшейся" "Работницы". По мне это досаднее, чем награждение Павлова. Мне кажется, что неприязнь к Павлову обусловлена не столько его прозой, сколько публицистикой, социальным поведением и "жизнетворчеством". Да, не сахар медович. (Про меня тоже много веселого в свою пору накатал.) Но писатель. М.б., не самый близкий, но чего-то всерьез хотящий. Мне понятно, что его тексты могут кому-то не нравиться (хотя сама по себе "депрессивность" не есть серьезная характеристика - Камю подепрессивней Павлова будет, а ничего себе сочиненьица выдавал) - не понятны разговоры о его "инерционности". Не знаю хороши ли "Девятины" (по мне так хороши!), но уж точно написаны они иначе, чем "Казенная сказка" и "Дело..." (опять забыл кого - этот роман я сильно не люблю, как и большинство павловских рассказов). И потом, после того, как случился сорокинский цирк на уровне шорт-листа (готов понять циника Маканина, но не либеральную шоблу, что, презирая или даже ненавидя Сорокина, демонстрировала свою "оппозиционность") это жюри уже себя полностью дискредитировало. И так ли уж хорош (хотя хорош) роман Гандлевского? А уж о Мелихове и толковать (мне!) смешно. Так что все ничего - прорвемся. Хотя о грядущем своем судействе на "григорьевке" думаю с содроганием.

Юлия Рахаева писала в "Известиях" 28 декабря 2002 года:

..Выбор в качестве лауреата Олега Павлова - это уж слишком. Его неразвивающаяся проза (чтоб не написать "депрессивная") - тупиковая ветвь развития современной литературы.

Предоставляю читателям самим выбрать более подходящую для них позицию - Андрея Семеновича или Юлии Феликсовны. Лично для меня важен разброс мнений. Не велик прозаик Павлов, но сколько страстности в спорах о нем.

Книжное приложение к "Независимой" "Ex Libris НГ" в самом первом номере за нынешний год рассказало о презентации антологии "10/30". Рассказ этот достаточно ехидный, но в общем-то доброжелательный.
Привожу нескольк иное мнение об этом сборнике тридцатилетних поэтов. Оно принадлежит Дмитрию Кузьмину. Вот что он написал в электронном письме ко мне:

Из всего многообразия современной поэзии 30-летних Шульпяков отсек, оставил за бортом антологии подавляющее большинство наиболее ярких и самобытных фигур - от Львовского до Степановой, - так что костяк книги составили умелые, изящно и эффектно пишущие авторы вполне симпатичных, но не открывающих ничего нового стихов во главе, собственно говоря, с самим составителем, который является талантливым эпигоном Евгения Рейна. А для того, чтобы картина не выглядела совершенно одиозной, в книгу добавлены три подлинно крупные фигуры: Воденников, Поляков и Гронас.
Согласие последних на то, чтобы наряду с ними ведущими авторами
поколения считались Янышев и Леонтьев, а не Степанова, Львовский,
Сеньков, Лавут, Медведев, Тимофеев и т.п., - кажется мне достаточно
некрасивым с точки зрения профессиональной этики.

Без комментариев.
Предвидя обвинения в том, что я в своем дневнике много  цитирую мнения других и тем самым отказываюсь высказывать свою позицию, предлагаю просмотреть предыдущие записи - думаю, там позиция есть. Кроме того, то, что нынче кажется актуальным, может перестать быть таковым через два-три месяца.