_ _|__  в кабинет             | ||               
                     |       ___                  | ||               
           _|___            |_|_|        _|___    |_||               
              |             | | |           |     | ||               
                            |_|_|                 | ||               
                  ____             осмотреться    |_||               
                    |                  ---->      | \ \              
__________________________________________________|__________________
                                                                     

 

Запись пятая (шестьдесят шестая): ЧЕТЫРНАДЦАТОЕ ФЕВРАЛЯ

Ну вот, думаю я об искусстве. Я - такой маленький, а оно - такое большое.
И замираю, и больше не думаю.
А оно - обо мне думает..
Предлагаю внимаю читателей результаты некоторых таких размышлений. Не знаю, кого о ком.

Большой стиль и маленький человек,
или Поэзия как травма

Дожил до того, что перестал понимать привычные словосочетания. Например, провинциальный поэт. Или – творчество молодых.
Один русский поэт когда-то спасался в Болдино – вот уж глушь! – от холеры, и лет ему было… Столько, сколько нынешним всю жизнь начинающим. Однако же результаты пребывания стихотворца в провинции стали те стихи, которые школьники учат наизусть. До сих пор.
Айдар Хусаинов однажды имел смелость издать брошюру, где представлена уфимская школа поэзии. Школа!
В книжечке этой, как в классном журнале, – фамилии, фамилии. Только места для оценок нет.
Хотя я бы воздержался оценивать.
Почти биологическая страсть к говорению стихами не всегда обретает художественные формы.
Выход антологии – трагическое событие. Будто школу расформировали и летят по вольному воздуху листочки с виршами. И куда они летят – на полку или в корзину?
Когда человек понимает, что писание стихов не проживешь, чаще всего он перестает – не жить, а стишками баловаться. Хотя бывают исключения.

***

Строги замерзшие деревья.
Снег сух и тверд, как абразив.
Идет Адам по снегу к Еве,
дохой себя преобразив.

Эдем искрится, преломляя
Господний свет в его следах,
и льется песня удалая
о плотских, Господи, делах.

Аркадий Аршинов – исключение.
Абразивный камень нужен вроде бы для того, чтобы затачивать, например, ножи. Сочетание в одном, совсем небольшом, тексте Господнего света и плотских дел – это и есть тот “горячий снег”, из которого состоит поэзия.
Аршинов – бард и поэт. Его пение под гитару дистанцирует его от того кружка пишущих стихи, к которому он мог бы принадлежать в Уфе. Раз можно петь, то печататься вроде и необязательно. Он ездит на грушинские фестивали, а в антологии его не очень зовут. К счастью. Потому что не надо принимать форму сосуда.
У Аркадия много плохих стихов, потому что без них не бывает хороших.
Звуки му требуют словесных жертв. Слово противоречит слову. И я не знаю, к какому направлению в словесном искусстве принадлежит этот неуемный поэт.
Ножи он затачивает так, что можно порезаться.

Судьба устала ждать в парадном,
еще курнула и ушла.
А тут и я во всем нарядном!..
Такие, стало быть, дела.

Изучим стресса предпосылки –
не ошибемся, не дадим!
А шахматисты точат “вилки”,
отечества вдыхая дым.

Лирика эта имеет эпическую подоплеку. Отечество нечто большое, а парадный подъезд, из которого сбежала судьба, тесен. Игра в психологию задумчивой души, то есть в такой выскальзывающий из рук бисер, – дело сложное, но важное.
В чем-то А.А. единственен. Он никому не подражает. И даже неудачи его неподражаемы. А удачи – тем паче. И видимо, в силу этого этот автор – не антологичен.

Самолеты покидают воздушное пространство,
обретая на земле, если не постоянство,
то – ангар, ожидание, тревогу, надежду
на возвращение в небо, где, как и прежде,
на одну больше степеней несвободы
под рукою пилота. Они все уроды.

Надо бы спросить при случае автора, к кому относится последнее слово. Уроды самолеты или пилоты? Летная жизнь, конечно, травматична. Но дом ангар большое дело, надежный тыл, куда можно возвращаться.
Искусство тоже травмирует.

***

Айдар Хусаинов большой мастер по части составления антологий. Этого, говорит он доверенным лицам, возьмем. А этого нет.
К искусству это отношения не имеет.
Особенно к стремящемуся имитировать большой стиль.

Владыка разорил гробницу фараона,
Предшественника, он не захотел,
Добившись высшей власти, оказаться
Вновь под пятой потом, в загробном мире,
Где мертвых мириады, и на что
Он мог рассчитывать? Опять идти в писцы?
Нет, думал он, не стоит, - и теперь
Вид пирамиды, напрочь разоренной,
Несет успокоенье — никому
Отчета не давать, и поклоняться
Лишь самому себе — вот счастье, вот права.

Его персонажу можно сказать: ты для себя лишь хочешь воли. И это будет точно. Художественная независимость определяется числом зависимых от эстетическо-идеологического лидера.
Хусаинов не желает быть маргиналом. Хотя еще вопрос, с какой точки лучше виден шпиль высотного здания. Может быть, с обочины?

Даже за ведро малины,
За рассказик про Муму,
За дворец из желтой глины
Не отдам тебя я никому.

Пусть поднимут предложенье
До небесного огня -
Откажу без сожаленья.
Просто нет тебя у меня.

И даже здесь, в интимном, присутствует некая абсолютность и парадность. Пусть и отрицаемая, но присутствует.
Маленький человек в большой империи любит ее и ненавидит. Чем сильнее он отдаляется от имперского пафоса, тем ближе приближается к тому, чтобы претендовать на роль трибуна.
В общем-то этот процесс, эта тенденция все более заметна в русской поэзии на фоне деятельности по собиранию земель русских под рукой верховного правителя.
Поэзия – не служанка идеологии, но иногда она начинает прислуживать, сама того не понимая.
Герои и героини античной истории появляются в современных текстах именно в силу того, что маленький лирический герой выращивается в тепличных условиях художества – и достигает небывалой величины.
Вот доказательство – впрочем, от противного:

В глазах
Средь бела дня
Увидеть можно
звезды.
Но порой
В них отражается
Твоя судьба,
Такая,
Какой она
Быть может,
Если ты
На краткий миг
Ослабишь силу воли.

Если не ослаблять силу воли, в глазах средь бела дня можно увидеть кремлевские звезды.
Лирик Хусаинов – при всей его тонкости – наделен некоей нереализованной мощью. Он искренен – больше, пожалуй, в проговорках. И за каким поворотом ждет его переход на эпическую стезю?

***

Андрей Юдин, возможно, никогда не будет мастером.
Хотя уже сейчас он умеет в стихах многое.
Его пейзажи конкретной жизни, его выходы в историю и возвращения обратно в отчий дом.
Юдин больше, чем другие, зависит от житейских обстоятельств, которые мешают ему жить стихом.

О, я не знал, какая мне цена!
Неразделенная печаль меня достойна.
На скате жизни громче тишина.
Спокойно даже то, что неспокойно.

И одиночество светлее на двоих
В заторе ледяном сердец чужих.
И небо синее становится синее,
Морщинки памяти - яснее,

Пока на замерзающей земле
Несут любовь в запазушном тепле.

Здесь ключ, но тот, который не только открывает, но и закрывает.
Любовь в запазушном тепле. Скорее всего, – под угрозой. Хотя, на первый взгляд, эти нежные стихи – за то, чтобы чувства длились и длились.
И еще цитата:

Взмывают круто на ветру
Жизнь износившие былинки.
Я против ветра в поле пру.
Иль ветер стихнет, иль умру
Я сам на этом поединке.

А облака плывут, как плыли...
И те же скважины, свищи
В миниатюрные смерчи
Закручивают кучки пыли.

Смотри - ударит о земь небо...
И я, и ты сойдем на нет,
Как чередующийся свет.
Тот, что - то есть, то нет, как не был.

Или-или тут может означать и-и.
Этот чередующийся свет – стало быть, то оживляющий, то убивающий – так похож на аршиновский Господен свет, и так сходен по яркости на дневное звездное сияние у Хусаинова, что невольно задумываешься о… месте.
Имеется в виду место жительства.
Культурные взаимовлияния – это как магнитные линии или, точнее, электромагнитные колебания. Стиль жизни в конкретной географической точке помогает (или мешает) осмысливать мироздание. Восприятие быта-бытия (накрепко срослись они в нынешней русской поэзии) зависит, конечно, и от солнечной активности. Но я вижу, что у трех поэтов есть нечто общее метафизически. Малое пространство стиха все трое стремятся поместить в большое, межзвездное. Наверное, так наблюдается с уфимских холмов. Хотя наблюдает каждый отдельно.
Что касается школы… Да бог с ней! Я не очень уверен, что в следующую антологию, если она будет, Айдар Хусаинов включит Аршинова и Юдина. А вот в онтологию он их не может не включить.