Запись шестая
(шестьдесят седьмая): ПЯТНАДЦАТОЕ ФЕВРАЛЯ В первом
номере журнала "Знамя"
меня потрясло сочинение господина Терехова под
названием "Бабаев". Жанр обозначен
конкретно: "Воспоминания бывшего студента
Московского университета". Главный герой -
профессор-филолог Эдуард Григорьевич Бабаев.
Когда все кругом твердят, как попугаи: нон фикшн,
нон фикшн! - ничего нонфикшнее, чем этот роман
Александра Терехова я не знаю.
За жанровые дефиниции отвечаю головой. Именно
роман.
Если бы Терехов написал в подзаголовке: роман-воспоминание,
- он был бы еще более прав. Перед читателями и
историей лит-ры.
И вот в этих воспоминаниях я обнаружил не только
профессора Бабаева - во всей его прелестной
человеческой неловкости, - но лично мне
известного персонажа. Автор присвоил ему кличку
хохол (хотя имя и фамилия - настоящие) тоже есть.
В этой непридуманности есть очарование. Примерно
такое же, как в пьяныъ эскападах этого самого
хохла,
Однажды сей человек доехал до города Уфы с пачкой
газет под названием "Настоящее время" (главный
редактор - Александр Терехов), в другой раз - с
пачкой газет под названием "Настоящее" (главный
редактор - Александр Терехов)... Кажется, этот
самый К. успел выпить со всем миллонным городом.
Во всяком случае, лично я набирал ему на
компьютере некую челобитную в адрес президента
Башкортостана о необходиости господдержки
проекта господина из Ивано-Франковска (родом!), а
господин этот на том месте, где было набрано, кто
главный редактор в том издательском доме,
лихо поставил свою подпись. Что сказал
президент, увидев сей документ, не знаю. Увидел ли
он его когда вообще - тоже не ведаю.
Но слово "господдержка" вызвает у меня до
сих пор приступ тошноты. Не потому, что К. плохой,
но ибо потом мы выпили.
Рассказываю об этом, потому что это - еще один
аргумент в пользу некоторой придуманности
непридуманного. Воспоминания - художественная
литература. И вместе с тем на этой ярмарке
ценится фактура. Как, например, настоящие стихи (в
тех газетах была такая рубрика: настоящие стихи!)
Эдуарда Бабаева. Или описания приключений его
палки.
К той же рубрике "Нон фикшн я б отнес" стихи
Василия Филиппова.
Проснулся не рано.
На улице клочья тумана.
Пью крепкий чай - нарцисс наклонился,
Льет лепестки в мою глотку
Цветок-горожанин.
Такая вполне вещественная конкретность,
наверное, только и возможна в стихах, написанных
пациентом психиатрической клиники,
И осязаемость...
Впрочем, Михаил Шенкер, составивший этот
замечательный сборник (Василий Филиппов.
Избранные стихотворения. 1984 - 1990. - М.: НЛО, 2002), все
нам хорошо, умно, тонко объяснил. И все это -
зафиксировано на бумаге. В предисловии М.Ш. Я бы
только добавил, что эти естественные стихи
производят впечатления написанных голым
человеком - в прямом и переносном смысле. Гол, а не
мерзнет. Простодушен, а защищен от насмешек...
своим несчастьем.
А может, оно и есть художественная удача? Как и то,
что Александр Терехов учился в МГУ именно в такие-то
годы.
А про Шахиджаняна не скажу ни слова. Про него
много говорено Тереховым. |