Запись седьмая
(шестьдесят восьмая): ВОСЕМНАДЦАТОЕ ФЕВРАЛЯ Есть на свете
такой еженедельник "Книжное
обозрение". В первом номере этого
еженедельника за нынешний год писателя Алексея
Слаповского назвали Александром. В третьем
поместили интервью с критиком, профессором,
главным редактором журнала "Знамя" Сергеем
Чуприниным. Интервью посвящено проекту "Новая
Россия: мир литературы". Сергей Иванович там ,
отвечая на вопросы Александра Гаврилова, в
частности говорит:
-С одной стороны - памятник гутенберговской
эпохе, а с другой стороны, конечно, еще и памятник
Неизвестному писателю. Потому что для очень
многих людей, попавших в поле моего зрения, это -
единственный способ остаться на скрижалях
коллективной памяти.
Мне нравится шутка, согласно которой этот
двухтомник - материализация мечты Добчинского и
Бобчинского. Государю императору, то бишь всем,
читающим по-русски, сообщают, что есть, живет на
свете такой писатель.
Ну конечно, если ни одного Алексея в
двухтомнике не назвали Александром. Хотя имея
некоторое отношение к подготовке справочника
Чупринина, заверяю: скорее всего, нет.
Странная все-таки штука литературная жизнь:
писатель всю жизнь стремится из безвестности к
известности, а среда его, напротив, всю жизнь не
пускает.
Взять тот же конкурс имени И.П. Белкина. Премию,
конечно, получила Марина Вишневецкая, чего я
лично с трепетом и волнением ожидал все это время.
Но... все-таки волнительным был момент, когда в
шорт-листе рядом с М.В. оказался мощный конкурент
из города Уфы Юрий Горюхин. Уж и не знаю, точно ли
организаторы конкурса столь высоко оценили
добротную в общем-то, но не выдающуюся повесть
Ю.Г. "Встречное движение" ("Бельские
просторы", 2002, № 7) или сыграла свою роль
фамилия автора... Какая прелестная литературная
игра, когда можно скаламбурить, сопоставив имя
провинциального литератора и "Историю села
Горюхина", а потом сделать ручками эдакое
вуаля.
Координатор премии имени Ивана Петровича
Белкина Наталья Иванова, отвечая в "Московских
новостях" на вопрос, представлена ли в
нынешнем шорт-листе провинция, отвечает:
-Да. Это "Встречное движение" Юрия
Горюхина, опубликованное журналом "Бельские
просторы" в Уфе. Больше про этого автора ничего
не знаем.
Зато мы знаем, что господин Горюхин -
ответственный секретарь этого самого уфимского
журнала. И когда некий критик хотел выдвинуть на
соискание той же премии другую повесть,
опубликованную в тех же "Бельских просторах",
то в редакции не нашлось нужных для этого шести
экземпляров журнала, а вот для того, чтобы
таланливый Горюхин постоял в шорт-листе,
экземпляры нашлись...
Кстати, на днях главному редактору "Бельских
просторах" Юрию Андрианову исполнилось 50 лет,
с чем мы его и поздравляем. Журнал, что называется,
патриотической ориентации, "Бельские просторы"
первый раз так прогремели там, куда Валерий
Ганичев не ходит. И это, господа, достаочно
мужественный поступок. Вот только не знаю, чей
именно...
Однако же в своем интервью Сергей Чупринин как
раз подчеркивал нераздельность литературы - по
эстетическим или идеологическим признакам.
А вообще что обозначает в масштабах
литературного процесса, дали кому-то премию или
не дали кому-то премию? Ровным счетом ничего. Как
было сказано в произведении Аркадия Гайдара "Чук
и Гек", что такое счастье каждый понимал по-своему.
И это правильно!
|