_ _|__  в кабинет             | ||               
                     |       ___                  | ||               
           _|___            |_|_|        _|___    |_||               
              |             | | |           |     | ||               
                            |_|_|                 | ||               
                  ____             осмотреться    |_||               
                    |                  ---->      | \ \              
__________________________________________________|__________________
                                                                     

 

Запись тринадцатая (сорок пятая): ДВАДЦАТЬ ВТОРОЕ ИЮНЯ

Татьяна Бек выпустила хорошую книжку с хорошим названием "Узор из трещин" (М.: ИК Аналитика, 2002). Подзаголовок - стихи недавних лет, но в сборнике содержится и некоторая проза. Те, кто следит за творчеством Бек, знают, что в последнее время она стала публиковать фрагменты мемуарного свойства. Они кажутся иногда не воспоминаниями, а именно что стихотворениями в прозе. И потому сборник представляет собой вполне органичное единство.
На наших глазах Татьяна Бек становится значительным поэтом.
Глубоким и точным.
Этот автор понимает, что такое вкус, но никогда специально не демонстрирует свое чувство вкуса.
Этот автор прекрасно усвоил уроки всей предыдущей русской поэзии, но начетничество ему не свойственно.
Этот автор пишет о жизни, но никогда не станет настаивать на том, что только это - жизнь.
В общем все признаки пушкинско-ахматовского направления в русской поэзии, к которому Татьяна Бек принадлежит даже по миросозерцанию своему.
Новый сборник снабжен предисловием Евгения Рейна, а на четвертой странице обложки - еще мнения о стихах, помещенных в книге. А тираж всего тысяча.
В таких простых строчках Татьяны Бек - разгул стихий вполне фольклорный. Эмоциональный и нравственный накал сборника таков, что кажется: в наше механистическое время такого просто быть не может. Говоря вроде бы о сиюсекундном, Татьяна Бек умело оперирует вечными ценностями.
И как-то не хочется на заезженную колею вечно женственного. Лирическая героиня поэтессы как раз иной раз подчеркнуто неженственна - по судьбе или по привычкам - в детстве и отрочестве мальчишница, а потом... Про потом лучше всего в стихах. Не будем портить песню.
Так вот, на самом деле эта внешняя неженственность есть особая форма женского, глубокого. Только не надо этих новомодных словечек - всяких там гендеров!..

Много смысла оно принесло вам -
Говорение? Горечь и вой.
...В корни слова уйти корнесловом.
Отлежаться во тьме речевой.

Ибо только
                 немой и немая
Понимают друг друга сполна,
Душ ответственных не разнимая...
Говорила, бубнила, спала -

Пробудилась, когда замолчала:
Так в темнице

              встречают
                           зарю.
...Начиная с азов и с начала,
Несказанное - боготворю!

Признаться, мне не очень нравятся две последние строчки: они какие-то пришитые. Но должен же быть финал у страстного монолога об искусстве и любви, о ценности слова и бессловесности?
Но виднее - поэту. И его ответственной душе.