_ _|__  в кабинет             | ||               
                     |       ___                  | ||               
           _|___            |_|_|        _|___    |_||               
              |             | | |           |     | ||               
                            |_|_|                 | ||               
                  ____             осмотреться    |_||               
                    |                  ---->      | \ \              
__________________________________________________|__________________
                                                                     

 

Запись четырнадцатая (сорок шестая): ВОСЬМОЕ ИЮЛЯ

Надолго остановившись на тринадцатой записи, я хоть и человек глубоко суеверный, однако же, и не заметил, как время пролетело, вместив в себя множество событий. Литературных и нелитературных, трагических и радостных. Их невозможно выстроить в один ряд, потому что не должно быть такого единого ряда, в который вмещалась бы беда. Не собираюсь, не рискую и не хочу подменять средства массовой информации, но гибель двух самолетов над Южной Германией - событие, конечно, из ряда вон. Хотя ушлые журналисты, тут же обратившиеся к истории авиакатастроф, возможно, раскопали в новейшей авиахронике и кое-что пострашнее...
Меня потрясло не только событие, но и наша реакция на него. В редакцию, где я служу, стали поступать стихотворные соболезнования. И знаете, ни одного внятного. Радоваться или печалиться теперь уже, что мы разучились горевать в художественно приемлемых формах? Радоваться или печалиться, что так фальшивы в своей скорби, словно бы горе нам не жизнь "показала", а мы увидели его на экране телевизора или компьюторном мониторе?..
Я вовсе не оцениваю событие с узкопрофессиональной точки зрения. И так вышло совершенно случайно, что трагедия совпала с некоторыми событиями в литературной жизни Уфы. Я имею в виду, конечно, приезд в наш город бригады журнала "Дружбы народов". Причем, бригада эта прибыла к нам по линии Конгресса интеллигенции России, а не по, так сказать, собственной. В настоящее время редакция готовит к печати шеститомник, условно говоря, многонациональной российской литературы. Уфа - город, где живет Мустай Карим (ну и еще некоторые писатели). Так что понятно, почему три человека из "ДН" сели в поезд. Кроме того, ведь под эгидой того же Конгресса интеллигенции готовится совещание молодых писателей. И каждому графоману моложе 35 лет страшно хочется поехать в пансионат под Москвой. Вот экспертом и приходится выбирать претендентов на казенный кошт. Хоть на недельку.
Что касается журнала... Но об этом позже, позже.
Сейчас мне хочется также назвать две книги, которые я читал именно в эти траурные дни. Сборник стихов Михаила Синельникова "Шелк" ("Летний сад": М.-СПб, 2002) и литературные мечтания (таков подзаголовок солидного тома) Григория Кружкова "Ностальгия обелисков" (НЛО: М., 2001). И уже потом, прочитавши и отойдя от потрясения тем., что случилось с уфимским самолетом и его пассажирами, я подумал: скорбь делается легче, мягче на фоне связей культур. И две эти столь разные книги как раз выстраивают мост между разными представлениями о высоком и прекрасном, между разными взглядами ина низкое и гибельное. Интертекстовые контакты, интерлитературные связи, явленные нам у Синельникова и Кружкова, есть тот самый нравственный фон для восприятия жизненных невзгод, это грунт, где этика тесно переплетается с эстетикой...
Не буду углубляться в это свое наблюдение.
"...а полной гибели всерьез", - написал Пастернак про театр, а не про детей, летящих на отдых.
Мир трагичен. Технологический мир - еще более. Информационная открытость порождает эхо - любое событие приобретает отзвук, иногда искажающий фактуру. Это неизбежно.
Любое художественное событие рассчитано на отзвук.
Например, Борис Акунин написал и опубликовал в "Новом мире" (2002, № :) своего Гамлета.
-Я - чайка!
-А я - Гамлет...
Чайку, как известно, тоже написал Акунин и тоже напечатал под обложкой "НМ".
Шекспир, умолкни.
Кстати, в том же номере опубликованы хорошие стихи Владимира Алейникова и Олега Хлебникова, диковатая проза Сергея Шаргунова (ему простительно - он молодой, увлекающийся).
Еще раз -кстати. Коллектив "Дружбы народов" отправлен в неоплачиваемый бессрочный отпуск. Так что...
Так что хорошо, что есть на свете Конгресс интеллигенции.