_ _|__  в кабинет             | ||               
                     |       ___                  | ||               
           _|___            |_|_|        _|___    |_||               
              |             | | |           |     | ||               
                            |_|_|                 | ||               
                  ____             осмотреться    |_||               
                    |                  ---->      | \ \              
__________________________________________________|__________________
                                                                     

 

Запись вторая (тридцать четвертая): СЕМНАДЦАТОЕ ЯНВАРЯ

Президент России Владимир Путин принял на днях директора Театра эстрады Геннадия Хазанова. Об этом я услышал по радио. И это меня взволвало не менее, чем мемуаристские толки о звонке Сталина Пастернаку. "Но он мастер, мастер?"
Чего мастер? Кто мастер?
Я бы хотел, чтобы Путин принял Александра Леонидовича Агеева. Не директора. И вообще не большого любителя театра. Да и эстрады, кажется, тоже.
То есть я бы хотел этого, если бы знал, что интеллигенция еще нужна власти.
Но интеллигенция власти не сильно нужна (ну разве что та, которая называет себя патриотической или, иначе, та которая исключительно за отечественного производителя - продуктов, а также идей). И это хорошо. Потому что потребность власти в художественном сопровождении есть признак несвободы сопровождающих.
Но почему же я про Агеева вспомнил?
Потому что Агеев не стал бы просить господдержки - литературы, искусства, журналистики.
Ведь господдержка - это мягкий, но хомут на шее пегаса.
Мы поддерживаем вас - вы поддерживайте нас.
А президенту все-таки нужно знать, что в России еще есть независимые литераторы. Шире - деятели культуры. То есть независимые мировоззренчески.
Перманентные скандалы с телекомпаниями, правда, свидетельствуют: мировоззрение - вещь неконвертируемая.
И практика господина Агеева - критика и публициста - тоже свидетельствует об этом. Хотя бы потому, что спорят с ним чаще всего "социально близкие", а вот "дальние" вроде как и не замечают. Известный под почти кодовым именем "либеральный жандарм", Александр Агеев как раз к правоохранительным органам никакого отношения не имеет. Он никакого не тащит в виртуальную кутузку, а просто рассуждает, играя с читателем в некую даже игру. Наш обленившийся обыватель (алексия, господа!) теперь жаждет рецептуры: пусть кто-нибудь за него все прочтет, что можно и нужно, и даже выскажется. А уж мы примем (или не примем) высказывание к сведению...
А вот Агеев отказывается от навязываемой ему роли народного эксперта республики. Он просто читает - и то, и это, и пятое, и десятое... И вроде как на полях прочитанного пометки делает. Человеку свойственна жажда - художественная и онтологическая. Александр  Леонидович удовлетворяет жажду - свою и немного читателя.
Результаты можно наблюдать в "Круге чтения" "Русского журнала", в колонке "Nota bene" газеты "Время МН" и в еженедельнике "Профиль".
А книга, которая получилась из этих повременных записей, называется "Газета, глянец, Интернет". Подзаголвок - "Литератор в трех средах". Вышел этот симпатичный том в конце прошлого года в издательстве "НЛО". И, получив его на днях из столицы нашей необъятной Родины, я бросил все дела. Потому что читать все эти колонки подряд оказалось делом страшно интересным. Агеев, создавая собственную модель и литературы, и жизни нашей, создает почти художественный образ.
По моим наблюдениям, русский народ сложил множество пословиц, не имеющих ни малейшего отношения к реальности, зато демонстрирует высокий уровень идеализма и мечтательности. Пословица "Что написано пером - не вырубишь топором" как раз из их числа. Российскими литераторами за триста лет существования "регулярной" словесности написано (и будет еще написано) безумное количество правильных слов, к которым жизнь относилась и будет относиться в духе другой, гораздо более реалистической поговорки: "Вилами по воде писано..."
Такой вот жизнеутверждающий пессимизм, такая вот странная любовь к русской литературе. И это хорошо, что странная.
По мере выхода этих текстов в сети или на бумаге я, грешным делом, слал по электронной почте Агееву свои возражения. Читая их в книге, я вижу, что из мозаики складывается цельная картина российской духовной (ну и общественно-политической тоже) жизни. Не то чтобы уж совсем все в получившемся дневнике бесспорно, а просто не надо ничего изымать из этой прочной рамы. Такое тут интересное соотношение между холстом и обрамлением, что одно соответсвует другому.
Тем более, что Курицын и Пирогов и без меня возражали. Особенно сердился Пирогов. Вот и хорошо.
Кроме того, обнаружив в книге А. Агеева комплимент в собственный адрес, я, несколько смутившись, подумал, что строгость мысли А.А. плодотворна. Хотя бы потому, что этот "либеральный жандарм" замечает окрест себя всякое движение общественной и художественной мысли. И как это сказано о вожде: "Он к врагу милел людскою лаской..." Не к врагу, конечно, и не лаской, но на живую мысль и живое чувство Александр Леонидович отзывчив.
Может, и президентам отзывчивость требуется...

А в первом номере "Нового мира" уже за 2002 год - стихи Дмитрия Воденникова. Сделаем библиографически корректную ссылку:
Дмитрий Воденников. Ягодный дождь. - "Новый мир", 2002, № 1 -  http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2002/1/vodenn.html