Запись двадцатая (пятьдесят
вторая): ДВАДЦАТЬ ДЕВЯТОЕ СЕНТЯБРЯ Оказывается, за целый месяц
ни одной записи! Позор!..
Что сказать в оправдание? Ничего не скажу.
Вот сейчас в Уфе проходят Аксаковские дни и -
параллельно - Гуманитарный фестиваль. В
понедельник открывается Книжный салон.
Сам Валентин Распутин приехал. Говорит, перед
отъездом перечитал Аксакова и окончательно
убедился в том, сколь велик был Сергей
Тимофеевич.
Еще Распутин говорит, что нынешнее время ему не
нравится, не любит он рока и Владимира Сорокина и
потому солидарен с "Идущими вместе".
Все-таки должна быть нравственная цензура!
А нравственное чувство, спрашиваю я, сидящий в
зале. Нравственное чувство должно быть в
человеках? И в какой степени цензурный комитет
(иль управление), буде он создан идущими вместе с
Распутиным, станет способствовать формированию
такового возвышенного чувства?
Полагаю, что ни в какой не будет.
Комитеты у нас обычно отдельно от всяких чувств.
Особенно возвышенных.
Хотя купил я тут как-то книжку под названием,
извините, "ЁПС" (Ерофеев, Пригов, Сорокин) и
даже полистал-почитал ее - и душа моя уязвлена
стала. Пусто мне сделалось с этими попугайчиками
и одиноко.
Литература, ежели ее читать, - опустошение или
наполнение?
Ну и решил я убежать от своей малохудожественной
хандры куда подальше. Сел в поезд Уфа - Москва и
поехал. А в столице на углу Большой Садовой и
Малой Бронной зашел в редакцию журнала
"Знамя". А там, непосредственно в кабинете
главного редактора, - выставка произведений
изобразительного искусства Нины Горлановой,
любимой мною писательницы из Перми. Глянул я на
эти дощечки из ДВП - и как-то сразу мне стало все
понятно. Стало понятно, что искусство должно
служить... Нет, не народу, а людям.
(Я тогда еще не был знаком с теорией г-на
Распутина В. о том, что не всякое население -
народ, к нему, великому, на самом деле относятся
только лучшие представители. Непонятно только,
каким образом эти лучшие определяются. Видимо,
голосование по этому вопросу тайное-претайное).
Людям нужно, чтобы в доме на стенке висело нечто -
например, рыбка работы Нины Викторовны.
Не обязательно именно в моем, а вообще.
Искусство должно любить жизнь, которая от этой
любви станет еще прекраснее.
Вот и главный редактор "Знамени" г-н
Чупринин так считает.
Вернее, я не знаю точно, что Сергей Иванович
считает. Но показал он мне первый том
энциклопедии "Новая Россия: мир литературы",
о которой так долго говорили в этой редакции.
Между прочим, в составлении этого справочника и
Горланова участвовала, и я тоже руку приложил.
Полистав толстый том и найдя в нем даже самого
себя, я окончательно убедился, что смысл
писательских занятий все-таки в сложении, а не в
вычитании.
И что же мы дальше будем складывать?
Думаю, что-нибудь сложится, если неустанно водить
ручкой по бумаге, кисточкой по ДВП, если
беспрерывно колотить по клавиатуре компьютера.
Между прочим, Ассоциация русской современной
словесности готовится к очередным Григорьевским
чтениям. Если я правильно понял, говорить на ней
академики будут о толстых журналах, словно бы
уходящих в подполье.
Бывшее национальное достояние становится чем-то
случайным и необязательным даже в литературной
жизни - и возможно, именно это означает, что у нас
теперь демократия. Зачем же всем читать один и
тот же "Новый мир", если есть "Плейбой",
"Птюч" и многое разное другое...
Все-таки нехорошая эта привычка - читать.
Хотя... нам ли судить о качестве наших же привычек?
|