_ _|__  в кабинет             | ||               
                     |       ___                  | ||               
           _|___            |_|_|        _|___    |_||               
              |             | | |           |     | ||               
                            |_|_|                 | ||               
                  ____             осмотреться    |_||               
                    |                  ---->      | \ \              
__________________________________________________|__________________
                                                                     

 

Запись двадцать первая (пятьдесят третья): ДВЕНАДЦАТОЕ ОКТЯБРЯ

В издательстве "Аграф" вышла книга: Ю.Н. Тынянов. Литературная эволюция. Избранные труды. Составление, вступительная статья и комментарий Вл. Новикова.
Избранные труды - это, конечно, заявка. Мы сейчас не будем обсуждать качество работы составителя. Достаточно того, что этот том дает нам очередной повод поверить алгеброй тыняновских рассуждений о литературе дисгармонию нынешнего литпроцесса или как это еще называется. Являясь патологическим оптимистом, будучи на всю жизнь убежденным в том, что словесное искусство развивается в правильном направлении, я раскрываю "Эволюцию" Юрия Тынянова и натыкаюсь в статье об Эренбурге на такой пассаж:

Успех "Хулио Хкренито" не был неожиданным. Русская проза испытывает кризис. (Впрочем. и поэзия испытывает кризис. Вообще, трудно вспомнить то время, когда они кризиса не испытывали. История русской литературы ХХ века есть непрерывная история кризисов, - тоже что-то в роде "Гибели Европы".)
Малая форма, новелла и рассказ, прошли свой путь. Психологические завитки импреесионизма и словесная орнаментика сказа
ее омолодили ненадолго.Принцип новой конструкции вырисовывался по противоречию: малая форма родила принцип большой формы. Псоел рассказа все осознали необходимость романа.

Что происходит сегодня?
От местных литераторов со всех сторон слышу, что они - все как один! - пишут романы. Ни один, правда, еще ничего не написал.  (Сильнее всех продвинулся Айдар Хусаинов - целых, говорит, три страницы!)
После "Взятия Измаила" Михаила Шишкина - это сочинение больше похоже на клубок исторических противоречий, может быть, это и есть настоящее определение романа - последовало "<нрзб>" Сергея Гандлевского - там уже не клубок, но целый клуб, клубище, потому что личностнее и печальнее - до того, что читать тяжело, просто невозможно. Последовало - и кажется, скоро, точнее, в декабре С.Г. таки дадут Букера. Все к тому идет - ну не присуждать же престижную премию за провальный "Лед" или что-то, совершенно никем не читанное.
Что испытывает русская проза - то есть вся в совокупности, - судить не берусь. Романов в этой стране по определению быть не может много, ибо мы испытываем тяготение к Роману - то есть чтобы непременно получилось нечто, подобное "Войне и миру". Эпопея, энциклопедия, учебник домоводства! Правда, мой шестнадцатилетний сын утверждает, что Лев Николаевич писал скучно, а про Сорокина я с ним заговаривать не решаюсь. И не уверен также, что он, отпрыск, одолеет, скажем том Клеха - для этого все же требуется интеллектуальная подготовка или опыт жизни, например, в Карпатах. А уж "Голем" Андрея Левкина и вовсе - ребус для отрока. Голем - это куда?
Тут я ловлю себя на том, что в моих читательских увлечениях тоже отражается перманентный кризис русской литературы. Мои увлечения последних четырех-пяти лет образуют дугу: Левкин - Рига, Буйда - Калининград, Игорь Клех - Львов. Все какие-то странные точки на бывшей советской карте. Восточный диван, обращенный лицом на запад (можно и "на Запад" написать). Все эти прозаики, кажется, ныне преспокойно живут в Москве, а нам, только наезжающим в столицу время от времени, все кажется, что атмосфера их не совсем, что ли, российской прозы, написанной, впрочем, по-русски, и есть пространство будущих романов. Тесно жить и трудно дышать, зато писать помогает. Ведь мы же филологи - нам чем хуже, тем лучше. Чем печальнее, тем трагичнее. Чем трагичнее, тем эстетичнее. И да здравствует метафизика, занявшая ныне место диалектики.
"Поминки по Калимаху" - так озаглавлена повесть И.К. Возможно, Джойс и не виноват... Существование в других мирах, в пространстве, где можно размышлять и писать стихи, а также быть безумно влюбленным, - нормальное существоание в текстовых рамках для живого человека невозможно.
Постмодернизм должен помереть или просто закончиться. Но у него еще будут жертвы - в отдаленной истории. В прошлой и будущей.
Львовский прозаик путает историю и жизнь, трактат и прозу, искусство и реальность. Все это говорит о том, что он ведает, что творит.
Кстати, что касается все равно Клеха. Его сборник под названием "Охота на фазана" и, если не ошибаюсь, открывает серию издательства "МК-периодика" под уютным названием "Современная библиотека для чтения". И кажется, г-н Клех и есть составитель следующих книг этой серии.
Еще я чуть не забыл упомянуть Романа Сенчина с его "Минусом". Так называется книга его прозы, вышедшая в издательстве "Эксмо-пресс" (серия "Современная проза"). Возможно, Сенчин уже написал роман. Во всяком случае, я знаю точно: направление он основал - оно называется, по-моему, минус-реализмом. Ничего лишнего! Вопрос лишь в том, достаточно ли нелишнего в прозе прозаика?
Так что успех неразборчивостей Гандлевского не был неожиданным. Гандлевский вообще - такое зеркало, в котором отражается апатичное спокойствие русской литературной жизни. До тех пор, пока не явится Владимир Шаров с "Воскрешением Лазаря" ("Знамя", 2002, №№ 8, 9)...

Большой стиль - дело медленное, требующее не только бюджетных затрат, но и энтузизма масс, который, увы, невозможен именно что без стиля.

Так пишет в новой газете "Консерватор", № 3, Андрей Левкин. Понятно, не про литературу. Стиль - это не человек, но народ. Который теперь книжек не читает. Но - внимание, писатели! - все чего-то ждет... То ли почтальона с переводом, то ли переписчика с опросным листом.