_ _|__  в кабинет             | ||               
                     |       ___                  | ||               
           _|___            |_|_|        _|___    |_||               
              |             | | |           |     | ||               
                            |_|_|                 | ||               
                  ____             осмотреться    |_||               
                    |                  ---->      | \ \              
__________________________________________________|__________________
                                                                     

 

Запись двадцать третья (пятьдесят пятая): СЕМНАДЦАТОЕ НОЯБРЯ

В восьмом - девятом номерах "Знамени" - "Воскрешение Лазаря" Владимира Шарова, в десятом - "Три повествования" Асара Эппеля. А вот совсем на днях появился в Журнальном зале одиннадцатый. Его  еще предстоит прочитать. Но все же... Думаю, что подходы журнала стали шире. Потому что мотивы поиска бога раньше как-то не встречались на его страницах. Да еще такого поиска, да еще такого бога. Шаров слишком многого хочет от читателя. Ему даже не пониматель требуется, а соучастник. Пока я читал, он вытряхнул из меня душу. Но не забрал ее себе. Зачем ему моя душа?
Перстами легкими, как сон, моих зенниц коснулся он...
Хотя не хочу я соглашаться с его героями. С его верующими шизофрениками-параноиками... Заболелись они - заигрались, отстали от поезда, утопли в реке времени. И только плавные воды повествования Владимира Шарова еще баюкают меня и думать велят. Или хотя бы чувствоать.
Поди, дадут Шарову Букера. Непременно дадут!
Между "Воскрешением..." и "Тремя повествованиями" - весь спектр нынешней прозы, не считая всяких там "ЁПСов", которые - это такая паралитература. Нынешнему пользователю нравится, когда ему гадят на голову. От этого он только чище становится и возвышеннее.
Образ учителя геометрии Н. у Асара Эппеля - почти столь же историчен, сколь и братья-богоискатели (каждый по-своему то ли бога ищет, то ли в боги метит) у серьезнейшего В. Шарова.
Возможно, умение начертать правильную окружность без циркуля есть признак гениальности. Homo creator творит мир без циркуля, а однм только дарованием своим. Мир кругл, но местами вызывает брезгливость. Кругом недовдутые. Бог недовдул души...
В общем-то про сотворение мира, которое никак не закончится, пишет в десятом "Знамени" и Наталья Иванова (заголовка почти нет: "Просто так" - разве это заголовок?). Поставить железную двойную-тройную-четверную дверь, закрыть накрепко свою берлогу, благополучно отделиться-выделиться-убежать из мира, где воруют и пугают друг друга всякими террористическими актами и их обещаниями (какую биографию сделали бараевы этому нашему "Норд-Осту"!) - и задышать полной грудью, вспомнить про всемирную всемерную отзывчивость...
Уже сколько лет я восхищаюсь тем, как делается "Знамя". И продолжаю радоваться этому снова и снова. Не обязательно выносить тему на переплет.
Все тексты в журнале связаны друг с другом безобразной нашей жизнью. И если в ней находится красота, то тем лучше для нас.
Как уверяет Белла Ахмадулина в десятой книжке журнала, нет просьб о прощении лишних.
Разговор о гражданственности поэзии давно назрел, а может, перезрел. Но что может сказать об этом Д.А. Пригов, выдающий мистификатор современности? Мифологизируя время, мы его поливаем мертвой, а не живой водой.
Стало скучно ждать живой воды!.. Стало весело скучать...
Затворилось окнце последней главы, - констатирует Ахмадулина. Так ли? Затворилось ли? Антисоветская литература должна умереть вместе с советской. И именно "Знамя" как будто представляет следующий - живой, живее всех живых - период развития русского слова. К радости депутатов Госдумы, кириллицей.

Издательство "Пальмира" нынешней осенью выпустило свои первые книги.
Среди авторов нет громких имен, что уже хорошо. Не оглушает. Можно спокойно почитать и посмотреть в глаза литературно-художественной истине.
Пока - книги я еще читаю, - совершенно предварительно отмечу две повести Юрия Короткова из книги "Попса" (там четыре текста): одноименную и "Послений забой", а также "Охоту на старушку" Светланы Борминской. Возможно, мы еще будет разговаривать также и о романе Николая Шадрина "Без царя". Вернее, что тут "также", что важно само по себе, мы еще разберемся. Но уже ясно: издательство "Пальмира" способствует, я бы сказал, формированию колеи.
В том смысле, что издательская политика лишена истерического элемента. И тексты тоже кажутся спойными, обдуманными.
Подробнее о Борминской. Татьяна Толстая своими кысями сделал два дела: доброе и злое. Доброе заключается в том, что мы, наконец, перестали смеяться перестроечным шуткам и анекдотам про Ельцина - нашелся новый материал. Будущее наступает сегодня. Постядерную зиму мы делаем своими руками нынешним летом, то есть осенью. Это и есть повод для злого дела госпожи Толстой. Она загнала читателя на печку, за речку, отняла последний кусочек сладостной веры в робин-гудов, банкиров, президентов. Нету их - и все разрешно!
Борминская - это такая дочка ипохондрика Зощенко и энергичной Толстой, если бы они могли встретиться в достойное время.
Дочка съехала в провинцию, чтобы, замирая от счастья жить в глуши, прислушиваться к ней. То есть к жизни глухомани.
Есть ли там жизнь?
О сколько хошь!
Анекдот там оборачивается трагедией, а борьбе с захоронением ядерных отходов становится навязчивой идеей сумасшедших стариков с огнетушителями, чем только ни набитыми.
Светлый образ вечной девушки тети Фаи с ее любовью к кошкам - будет, пожалуй, пошибче всех других женских образов в совремнной русской прозе. Потому что в нынешней русской прозе не образы, а высказывания авторов. Госпожа Борминская, художник, разрисовывающий кухонные дощечки и русские печки, хоть наивно-примитивно, хоть углем да рисует. Уже интересно.
Посмотрим дальше, что будет с этими книгами.
Только слегка боязно, что бизнес "Пальмиры" не будет сильно успешным. Хотя об этом мы, скорее всего, вовсе не узнаем никогда.