Запись двадцать пятая
(пятьдесят седьмая): СЕДЬМОЕ ДЕКАБРЯ Почта принесла
одиннадцатый номер "Знамени".
Я его прочитал - почти весь, от начала до конца. Но
пока собирался "отформатировать"
впечатления... В общем, в мое отсутствие явилась
почтальонка и сказала, что журнал нам принесли по
ошибке. И сын - ты только подумай! - немедленно
отдал книжку. И лишь на следующий день я
восстановил справедливость. Однако же... Яркие
впечатления от прочитанного за эти несколько
часов у меня не то чтобы развеялись... Они просто
пригасли.
А ведь казалось, что номер редакция выпустила -
просто ого!
Сейчас вновь перелистываю этот выпуск - и
понимаю, что неверно ни первое впечатление мое,
ни второе.
Например, что за странная фантазия печатать
серые стихи хорошего публициста Николая
Работнова?
Да и "Крюк" любимого мною писателя Сергея
Боровикова - некоторая задачка. Вот эта самая
незавершенность (жанр обозначен вызывающе -
ненаписанный филологический роман, тэкс!) - есть
ли она признак окончательности?
И не надо приводить в пример "Евгения
Онегина"!
Что мне безусловно нравится, так это "Опыты"
Марины Вишневецкой. Читаешь и, наконец,
понимаешь, что проза - это литература, но еще и
жизнь без всяких там, извините за выражение,
еврообоев.
В разделе "Публицистика" - замечательный
труд Александра Рубцова "Зеркало века".
А то я все не знал, куда со своим либерализмом
податься. Вот, значит, двигать надо в читатели к
Рубцову. Он хоть не обижает моих маленьких
надежд-ожиданий, а позволяет их лелеять. (Я
совершенно серьезно это говорю. Кроме Рубцова,
одна только Валерия Новодворская, кажется, еще
помнит о своих прежних высказываниях. Все
остальные ориентиры меняют несколько раз в
сутки!)
А "Сезон скандалов" Натальи Ивановой я уже
прочитал в сети.
Мне кажется, мы переживаем сейчас то ли конец
литературного процесса - в том, прежнем, еще
советском понимании, - то ли отделение его от
общественной жизни (я о том, что в актуальной
политике еще занимает интеллигенцию), то ли и то,
и другое одновременно. И Солженицын с его
нынешним, я бы сказал, непопаданием в телевизор, и
Войнович, который пытается объяснить себе и
читателям, что за странная сделалась
дико-цивилизованная фигура - этот самый А.И.С., и,
конечно, нынешняя статья Натальи Ивановой - все
это признаки разлета прежней, довольно уютной
Вселенной. Метеориты и астероиды летят куда
могут, а некоторые грозятся погубить матушку
Землю (в 2019 году - не раньше, не позже).
Но она не погибнет. Русская-то литература.
В общем-то об этом и говорит Наталья Иванова.
Удивительно для меня только то, что
мифологическое сознание нашего читающего народа
никак не может без иконы. Я тут по осени побывал в
Уфе на презентации перевода на русский язык
башкирского эпоса. Так вот там один якобы филолог
доказывал, что из "Князя Игоря" (имелось в
виду, видимо, "Слово о полку Игореве") можно
выкинуть до двух третей, - он не пострадает. Не
таков "Урал-батыр" - тут не убавить, ни
прибавить...
Ну конечно, реконструкция всегда такова, что по
ее окончанию лучше голову в печку не засовывать -
сгоришь.
Миф о великом писателе земли русской тоже таков,
что убавлять-прибавлять тут нужно весьма
осторожно. А то Лев Толстой схватится с Федором
Достоевским, Александр Герцен бухнет в Лондоне
обратно в "Колокол", а Чехов не вернется с
Сахалина... Такой Вермонт получится, что аж жуть!
Однопартийная система в литературе, конечно,
ужасна. И двупартийная - плоха. И многопартийная
не лучше... Ибо не надо делать бога из живого
человека. И не надо ему делать-ся богом!
|