Запись двадцать седьмая
(пятьдесят девятая): ПЯТНАДЦАТОЕ ДЕКАБРЯ Грохочущий состав жизни
приближается, кажется, к очередной станции. Ну да!..
Реклама уже заботливо подсовывает нам
новогодние и рождественские подарки.
А мы, пассажиры этого безумного поезда, все еще
никак не сведем концы с концами. Мы все еще
рассуждаем на тему, что же приобретено нами на
этом отрезке пути, а что потеряно. С кем,
соответственно, встретились, а кого - потеряли. И
еще самых мудрых из нас посещают неожиданные
мысли. Ну например, о том, что встречи - они и есть
потери. Как не крути, человек смертен.
Рутина летоисчисления навязывает нам свои нормы
и правила. Сколько ни мудрствуй, за все придется
отвечать. Не обязательно на страшном суде, но на
суде человеческом - непременно.
И сколько бы ни маскировался автор этих записок
исключительно под читателя текстов, у него,
конечно, случаются и затекстовые проблемы.
Только вот кому они интересны!..
Однажды я был в краеведческом музее и видел там
надгробье, на котором было начертано арабской
вязью: "Смерть есть дверь, и в нее войдут все
люди".
Радуясь предстоящей календарной перемене,
подумаем о том, что мы оставляем в прошлом, иначе
говоря - за дверью, часть себя....
В ноябре-декабре я как-то почти разом прочитал
три книги о... времени. То есть дело даже не в том,
что авторы этих произведений отправляют своих
персонажей в прошлое, а читателя заставляют
путешествовать по времени - то как по
магистральному шоссе, то как по проселочной
дороге. В переломные эпохи субстанция времени (ежели
таковая вообще существует) начинает вести себя
подобно тому, как ведет себя воздух, которым мы
дышим, при подъеме в горы. Он разряжается.
Разряжения и сгущения воздуха времени - возможно,
и есть признак ускорения развития.
А к чему ведет это ускорение, суждено понять не
нам, а следующим поколениям,
Роман Николая Шадрина "Без царя" (М., "Пальмира",
2002) показался мне поначалу интересной попыткой
понять историю и извлечь из нее, как золотой
самородок, самое ценное.
Однако же сведение финала к тяжеловатому
детективу все испортило. Вообще склонность к
острому сюжету для исторического романиста
черта опасная. История сама по себе остра, ее
изгибы порожисты. Чего же мы еще и еще раз
напрягаемся, изобретая нечто, что будет держать
читателя в напряжении?
Я не верю в то, что история движится однолинейно.
Но и в то, что есть в ней некая мистическая музыка,
- тоже.
Сгущая обрывки будто бы исторического сюжета
через детективность Шадрин выламывается из
истории.
А вот Игорь Тарасевич (в том же издательстве
вышел его роман "Императрица Лулу"), пожалуй,
справляется с задачей лучше. Стилизуя текст под,
пожалуй, самое увлекательное российское время,
не всегда считаясь с исторической
достоверностью, но свято веря в то, что у фигур
истории было предназначение, Тарасевич
создает вполне художественный текст о движении
времени. То есть о таком, в котором нет
однолинейности, а есть мучительная
разнонаправленность. Читать интересно, но и
трудно.
Еще одно произведение, скорее даже философское,
чем историческое, - "Похищение детей"
Александра Кустарева (СПб., ИНАПРЕСС, 2002).
Время здесь движется петлями - оно уходит и
возвращается. Такое впечателние, что все это
увидено глазами ребенка.
И еще существенно, что Кустарев имеет дело с
открытым временем. Это уже термин. ВременнАя
координата была и остается физической проблемой,
а когда за дело берется писатель, он начинает
часто говорить поперек - надо же где-то жить-быть
персонажам. Время не замкнуто само на себя, но
понять его протекание, а также то, почему
событийный ряд выстроен так, что некоторые
события или рифмуются, или просто повторяются
спустя века, можно, только введя наблюдателя,
способного увидеть, зафиксировать эти
повторы. Что и делает наш романист.
Сказка о потерянном времени - Евгений Шварц
придумал в свое время чудную формулу. Может,
такова вся история? И сколько мы ни фантазируй,
энергия времени особого свойства - она на наших
глазах исчезает бесследно...
Или человеку только так кажется?
Так что еще раз подумаем о том, что мы потеряли в
течение года, но и о тех, с кем нас - хотя бы на
мгновение - свела судьба в году 2002. И постараемся
продлить то ценное, что было и в найденном, и в
потерянном.
|