Запись двадцать восьмая
(шестидесятая): ДВАДЦАТЬ ВОСЬМОЕ ДЕКАБРЯ Итак, опять нам предстоят
перемены в летоисчислении.
В детстве это увлекает. Во взрослом состоянии на
рубеж годов относишь надежды и разочарования.
Такая привычка к циклам, когда календарные
изменения следует отмечать не только вздохами
под елкой, но и переписью имущества и, говоря
исключительно по-русски, перетряхиванием
духовного наследия.
Как писал когда-то Илья Эренбург, о той надежде,
что зову я вещей....
Совершил тут я небольшое путешествие в столицу
Российской Федерации город Москву. В
издательстве "О.Г.И." там вышла книга стихов
Дмитрия Воденникова "Мужчины тоже могут
имитировать оргазм". В ней - стихотворения, уже
знакомы в большинстве своем друзьям нашего
сетевого журнала. И мое послесловие к новому
сборнику в общем-то является вариантом работы,
вывешенной в Кабинете.
Я ехал в Москву на презентацию сборника, не думая
о каких-то неожиданностях. Их и не было. Меня лишь
потрясла та ярость, с которой встретила новую
работу Дмитрия часть литературной публики.
Ярость настолько сильная, что и мне отчасти
досталось этих, скажем так, брызг шампанского.
Словесных, конечно. Хотя я, провинциальный
житель, - совершенно в стороне от страстей
роковых столичной литературной жизни. Ваша каша -
вы и ешьте!..
Вечер в "О.Г.И." удался. Воденников хорошо
читает стихи - свои и чужие (слушайте его "Свою
колокольню" по Радио России). В этот раз он был
просто в ударе. Напоминал сразу и Маяковского, и
того Блока, который сказал Анне Ахматовой за
кулисами литературного вечера: "Анна
Андреевна, мы не тенора!.."
Воденников - не тенор. Но он сам поставил этот
поэтический спектакль, пригласил участовать в
нем Анну Логвинову, Елену Гродскую, Ксению
Толоконникову и - ближе к финалу - Александра
Анашевича. Дмитрий сам своим артистично-гневным
чтением стихов из новой книги добивался от
публики любви и... ну да, и ненависти. Обожания и
негодования. Он, можно сказать, полтора часа
нарывался на понимание своих читателей и
грубость случайных любителей выпивки в сем
замечательном подвальчике. Сия "Ротонда"
ведь благоволит и к богеме, и к просто пьющим и
закусывающим.
Так вот... Лично я уже несколько раз в течение
жизни решал, что кабаре "Поэзия" должно
закрыться, что там, где пьют, музы не живут. Однако
же искусство в кризисные моменты своей истории
живет - где живется. После "Майской оперы"
(меня там не было - сужу по впечателниям
очевидцев) поэтический вечер, состоявшийся в
воскресенье в столичном Потаповском переулке,
может, был самым сильным импульсом дальнейшему...
Как сказать? В общем, поэзия - это полет, и наш
детский самолетик из бумаги вдруг достигает, уже
достиг высот, на которые не залетает авиация - не
умеет.
В магазинчеке здесь же рядом продавалась книжка
Елены Фанайловой "Трансильвания беспокоит".
На вечера Дмитрия присутствовала Фанайлова. И
дело вовсе не в эстетическом единстве. А может,
даже наоборот - в расхождениях, которые
плодотворны. Кирилл Медведев, недавно
выпустивший сборник стихов и текстов
"Вторжение", интересно рассуждает в ней, в
частности, о своих схождениях-расхождениях с
Воденниковым. У меня еще будет повод сказать в
этом виртуальном дневнике и о стихах Фанайловой,
и о текстах Медведева. Сейчас сущестсвенно то,
что вечер Д.В. оказалася не дежурной презентацией
("Господа, шампанского!" - какое там, лучше
подайте, кельнер, горчицы тем девицам, что
гогочут в углу!), а таким жестом даже не одного
поэта, а целого... ну не направления даже, а слоя!..
Искусство слово - живое. Оно растет одновременнно
в разные стороны.
Кстати, в эти же дни в издательстве
"МК-периодика" вышла антология "10/30.
Поэзия тридцатилетних": Амелин, Воденников,
Гронас, Кузнецова, Леонтьев, Поляков, Рыжий,
Тонконогов, Янышев, Шульпяков. Последний и
составил сей своеобразный том, предупредив
читателя предварительно: "...речь даже не о
биографии - речь об общности взглядов. Авторов
данной антологии объединяет не только возраст,
но и взгляд на "предмет поэзиии", который
оформился у каждого из нас к данному времени в
данных стихах". Тридцатилетним, конечно,
виднее, но мне кажется, что общий взгляд скорее
разъединяет авторов антологии. И это хорошо. Ибо
монолит поэтический не есть материал
культурного строительства или результат
художественного взрыва-разрыва.
У меня еще будет повод развить эту мысль. Сейчас я
просто процитирую Андрея Немзера, который,
обозревая итоги уходящего литературного года в
газете "Время новостей",
перечисляет только некоторые происшествия на
поэтической улице в декабре:
Non/fiction шумит во всю
ивановскую. Семинары, дискуссии, фуршеты. Море
книг (особенно переводных), некоторое количество
новинок, среди которых выделяются “Литературный
путь Марины Цветаевой” Ирины Шевеленко (НЛО;
на сегодня лучшая монография о Цветаевой),
сборник стихов Веры Павловой “Вездесь” и
“Лазарева суббота”* Михаила Поздняева (обе --
“Захаров). Премию Андрея Белого получают поэт Михаил
Гронас (“Дорогие сироты”), прозаик Эдуард
Лимонов (“Книга воды”), венгерский
литературовед Лена Силард (“Герметизм и
герменевтика”), философ Вардан Айрапетян
(“Толкуя слово. Герменевтика по-русски”) и Дмитрий
Кузьмин (за общий вклад и все хорошее). По
традиции НЛО выпускает сборники поэтов,
претендовавших на премию Белого прежде, --
“Избранные стихотворения” Василия Филиппова
(лауреат 2001 года), “Фрагменты королевства” Александра
Анашевича, “Избранное” Владимира
Кучерявкина.
Уже после Non/fiction поэтическая
коллекция “О.Г.И.” пополняется сборниками
“культовых” в младолитераторской среде Елены
Фанайловой (“Трансильвания беспокоит”) и
Дмитрия Воденникова (“Мужчины тоже могут
имитировать оргазм”) и книгой Инны Лиснянской
“В пригороде Содома”. В “пушкинофондской”
серии “Автограф” появляются “Кустарник” Александра
Кушнера, “Красавица и птица” Елены Тиновской,
“Шалтай-Болтай. Свободные стихи”
Тимура Кибирова.
Перечень достаточно подробный. Почти
одновременно с вечером Воденникова в Москве
состоялась презентация русского литературного
журнала, издающегося в Германии, -
"Крещатик". Чуть позже отмечал свой
десятилетний юбилей журнал (и издательство тож)
"Новое литературное обозрение". Чем ближе
2003-й, тем шибче, множественнее всякие там
литжизненные проявления - презентации, премии,
фуршеты.... Как упоительны в России вечера!..
Однако же как ни иронизируй и, тем более, как ни
восхищайся, следует сказать: обновление
литературной парадигмы происходит. Вечер
Дмитрия Воденникова, автора теперь уже четырех
поэтических сборников, - один из эпизодов этого,
все более проявленного в текстах, процесса. Мне
лично кажется, что данный момент - значимый. Если
есть иное мнение, то доспорим лет через сто... Хотя
бы двадцать-тридцать.
|