Запись двадцать девятая (шестьдесят
первая): ДВАДЦАТЬ ДЕВЯТОЕ ДЕКАБРЯ Продолжаю, желая успеть
высказаться до Нового года. Уфимский поэт Айдар
Хусаинов напечатался в третьем номере журнала
"Крещатик". Я этот номер в руках не держал, но
думаю, что журнал поступил правильно, напечатав
стихи Хусаинова.
Вообще г-н Айдар - хороший переводчик. В десятом
номере журнала "Ватандаш" ("Соотечественник",
Уфа) опубликован его перевод на русский язык
башкирского народного эпоса "Урал-батыр".
Этот перевод ставит башкирский эпос в один ряд со
"Словом о полку Игореве" и "Витязе в
тигровой шкуре". Русский читатель получает
возможность убедиться в том, что культура -
планетарное явление. Архетипы архетипами, но
когда национальное достояние можно еще и читать,
понимаешь, что "горнило гения" - не та узкая
труба, в которой застревает искусство, а,
напротив, стимул для привередливого читателя.
Чтобы, умирая от восторга над журналом, он мог
сказать...
Культура не имеет отношения к карамельной
промышленности.
со мной такое тоже
время от времени происходит -
чем сильнее фильм захватывает меня
тем больше хочется спать - реакция
слабой, утонченной психики
на триумф искусства
Это - цитата из "Вторжения" Кирилла
Медведева. В книге этот пассаж - в скобках.
Я б хотел забыться и заснуть...
Мне нравится то, что г-н Медведев в своем
поэтическом творчестве являет нам образцы
непосредственных высказываний. Он словно бы не
просеивает текст через сито под названием "можно-нельзя",
"хочется-колется". Берет и записывает.
А это очень трудно.
Привычка к строю, к оглядке на впереди стоящего-идущего,
на командира, на критика и рецензента отравляет
вольное существование в литературе.
искусство это ни то, ни сё
искусство это ни то, ни сё и не это
искусство это скандал в партере
искусство это уже совсем непонятно что
искусство это во всяком случае не верлен с рембо
в бельгийской таверне
наверняка, искусство - это жена, активно не
разделяющая
твоих увлечений, это твой сынок -
бесчувственный дуралей, ублюдок
Тут ни убавить, ни прибавить. Как бы ни
хотелось.
Как когда-то написал в прозе один в то время еще
не сильно известный критик, театр - это люстра.
Хорошо сказано!
Лучше только то, что я процитировал из Кирилла
Медведева. Потому что, когда ясно, что искусство -
это то или сё, тогда оно немедленно кончается. И
ни почва, ни судьба не дышат.
Тут хочется процитировать Елену Фанайлову:
Хрустальная царица спит в гробу
С жемчужиной, закованной в зобу,
Куда она скатилась по трахее
Теряясь угасая холодея
Это к вопросу о дыхании.
В данном конкретном случае - совершенно не легком.
Принужденное дыхание не свойственно искусству.
Только не думайте, что я предлагаю читателям
некий рейтинг.
Просто в наше время приходится заново доказывать
потенциальным читателям, что поэзия -
пресволочнейшая штуковина, существует - и ни в
зуб ногой. И ваши личные вкусы, граждане, здесь
особой роли не играют.
И не надо делать людям в книжном магазине
искусственного дыхания..
кто я такой чтобы лежать на этой кровати
и целовать твои запястья?
Это - Михаил Гронас в сборнике "10/30".
Литература - это скандал!
Глеб Шульпяков, составивший антологию
тридцатилетней поэзии, кроил ее по своему
разумению. Некоторые авторитетные в более-менее
молодой поэзии люди (мне сие уже не по возрасту)
за эту интригу подвергают энергичного
литератора анафеме, обструкции и чему-то еще. Их
можно понять. И дело даже не в том, что кого-то включили,
а кого-то не заметили. Во-первых, как включили,
как заметили. (Мне, например, подборка Дмитрия
Воденникова в этом сборнике кажется несколькими
растрепанными перьями вместо жар-птицы). Во-вторых,
роль председателя страшного суда всегда
неблагодарна.
Вот дали же нынче Букера Олегу Павлову!..
Не будем пока о прозе.
В книги Инги Кузнецовой "Сны-синицы" ("Независимая
газета") есть такие строки:
ветка качается в центре покоя
если б я знала что это такое
если б я знала, что это такое
Поэзия - это, конечно, ни то, ни сё. Но вот
качание в центре покоя, действительно, весьма
существенно для искусства. Аня Логвинова,
поэтесса скорее двадцатилетняя, так хорошо
сказала:
Проснулась обнаженная, к полудню
оделась и хожу в ночной рубашке.
Мы все время просыпаемся нагишом. Ибо не дело
искусства рядиться в пышные одежды. В центре
покоя.
Одежды прикрывают беспокойство, аффектацию. А
это нынче не в моде. |