Запись восьмая (сороковая):
ДВАДЦАТЬ ЧЕТВЕРТОЕ МАРТА Наконец-то
господин Хусаинов (это такой уфимский прозаик-поэт-все
остальное) принес мне дефицит - большой-пребольшой
и толстый- претолстый том "Нестоличная
литература", выпущенный в прошлом году
издательством "Новое
литературное обозрение".
Составитель Дмитрий Кудьмин (он же - куратор
замечательного сайта "Вавилон"),
пишет в предисловии:
Все знают, что Россия не
состоит только из Москвы и Петербурга и что
русская культура создается не в одних столицах.
Но откройте любой общероссийский (а значит -
столичный) литературный журнал - и увидите, что
российская провинция представлена в нем, что
назывется, "по остаточному принципу".
Такой у антологии заход. Хорошо,
конечно, что г-н Кузьмин старается восоздать
панораму единой российской литературы. Другое
дело, что взгляд из столицы сильно отличается от
возможного провинциального ракурса. Говорю это
вовсе не в осуждение, а для прояснения моей
читательской позиции.
Так вот, ежели смотреть с московских холмов, "Нестоличная
литература" - книжка совершенно замечательная.
А если встать на позицию жителя какого-нибудь
Урюпинска, то можно разглядеть в ней порок
излишней доброжелательности по отношению к
писателям из Урюпинска. Географические подходы в
таком деле вообще как-то, знаете ли, не работают.
Что было бы, если бы Кузьмин жил, например, в
Ижевске? Скорее всего, ничего бы вообще не было -
ни нынешнего тома, ни "Вавилона", а был бы
какой-нибудь ленивый сайтик про ижевскую
невиртуальную культуру.
Лично я сыт по горло местными литературными
концепциями, школами, направлениями, которые все
сводятся к двум словам: "Мы тоже!"
Стало быть, мы тоже пишем, пашем, потеем... Ну а
результат, это уже дело десятое.
Лет уже двадцать я имею дело в основном с
представителями направления "тожистов".
Надоело. Ручейки быстро пересыхают.
Самодовольные речки текут в основном вспять.
Радостно, что сборник Дмитрия Кузьмина
представляет скорее исключения из
провинциальных правил и обычаев, которые
остаются прежними с совписовских времен.
|