Запись восьмая (сороковая):
ДВАДЦАТЬ ЧЕТВЕРТОЕ МАРТА Наконец-то
господин Хусаинов (это такой уфимский
прозаик-поэт-все остальное) принес мне дефицит -
большой-пребольшой и толстый- претолстый том
"Нестоличная литература", выпущенный в
прошлом году издательством "Новое литературное
обозрение".
Составитель Дмитрий Кузьмин (он же - куратор
замечательного сайта "Вавилон"),
пишет в предисловии:
Все знают, что Россия не
состоит только из Москвы и Петербурга и что
русская культура создается не в одних столицах.
Но откройте любой общероссийский (а значит -
столичный) литературный журнал - и увидите, что
российская провинция представлена в нем, что
назывется, "по остаточному принципу".
Такой у антологии заход. Хорошо,
конечно, что г-н Кузьмин старается восоздать
панораму единой российской литературы. Другое
дело, что взгляд из столицы сильно отличается от
возможного провинциального ракурса. Говорю это
вовсе не в осуждение, а для прояснения моей
читательской позиции.
Так вот, ежели смотреть с московских холмов,
"Нестоличная литература" - книжка
совершенно замечательная. А если встать на
позицию жителя какого-нибудь Урюпинска, то можно
разглядеть в ней порок излишней
доброжелательности по отношению к писателям из
Урюпинска. Географические подходы в таком деле
вообще как-то, знаете ли, не работают. Что было бы,
если бы Кузьмин жил, например, в Ижевске?
Скорее всего, ничего бы вообще не было - ни
нынешнего тома, ни "Вавилона", а был бы
какой-нибудь ленивый сайтик про ижевскую
невиртуальную культуру.
Лично я сыт по горло местными литературными
концепциями, школами, направлениями, которые все
сводятся к двум словам: "Мы тоже!"
Стало быть, мы тоже пишем, пашем, потеем... Ну а
результат/ - это уже дело десятое.
Лет уже двадцать я имею дело в основном с
представителями направления "тожистов".
Надоело. Ручейки быстро пересыхают.
Самодовольные речки текут в основном вспять.
Радостно, что сборник Дмитрия Кузьмина
представляет скорее исключение из
провинциальных правил и обычаев, которые
остаются прежними с совписовских времен.
То есть книга эта разрушает традиционные
представления о литературно-географической
иерархии, подтверждая - или почти подтверждая -
представления о культурном полицентризме. Хотя
еще неизвестно, все ли бы тексты остались в
антологии, не будь на ее обложке слова
"НЕстоличная" (отсюда и излишняя
доброжелательность).
Но мне, конечно, могут сказать: составь сам... И это
будет самый веский аргумент в пользу детища
Дмитрия Кузьмина.
В книге мне понравилось то, что нравилось и вне
ее. Стихотворения Александра Анашевича,
например, уже вошли в сборник "Неприятное
кино" (М.: О.Г.И., 2001). В Кемерово выходил сборник
стихов под названием "Спутник". Сергей
Самойленко публиковался в "Волге" и
выпустил несколько книг... Ну и так далее.
Феномен "НЛ" - в переплете, под который
попали тексты. Став рядом друг с другом, они
обозначили тенденцию. Не взирая на то, что
нестоличная литература вроде бы стремится быть
праздником непослушания по отношению к
столичной, мы наблюдаем типологические
схождения, взаимовлияния (хотя бы через
отталкивания)... В общем то, что можно наблюдать,
когда поток един. И это радует.
Об уфимских авторах в этом сборнике. Мне
радостно, что произведения Артура Кудашева,
Игоря Фролова, наконец, опубликованы в Москве.
Другое дело, что это - отложенная публикация. В
уфимских изданиях (в том числе - в самиздате) эти
тексты были представлены читающей публике так
эдак 3-4 года назад. И все бы ничего, если бы сейчас
у уфимских прозакиов (а тем более, поэтов) не
наблюдалась некоторая усталость. Кризисом это,
право слово, назвать трудно. Кризис завершается
разрешением проблемы, переходом на новый виток.
Пока у нас ничто это не предвещает. Наши
литератуоры на всякий случай обиженно замолчали
(ибо когда не ценят - обидно!). Может быть, ждут
королевского гонца с указом о благодениях,
льготах, квотах и условиях для творчества.
Годится ли Кузьмин с его томом на роль эдакого
вестника?
Отчасти, да.
Надо бы еще сказать о поэзии. То есть о местной
уфимской поэзии. Что-то не хочется. И правильно,
что, кроме стихотворений покойного Саши
Банникова, она, уфимская поэзия, в антологии не
представлена. То, что было сделано хорошего,
интересного, на данный момент - скорее из области
интересов археологии. Нашим стихотворцам явно не
достает несвободы для того, чтобы быть
свободными. И даже Станислав Шалухин (которого
нет в "НС") выглядит гостем из недалекого, но
прошлого.
Под занавес процитирую стихотворение Ефима
Беренштейна из "НС". Почему-то мне его
хочется процитировать.
Люби красивые слова.
Из них одно другого лучше.
Из них одно другого круче.
Из них я знаю только два.
Из них одно, точней, один
бывает редко в разговоре,
особенно когда заспорят
нетрезвых несколько мужчин.
Из них второе - на руках
готов носить я это... эту...
Она живет назло поэту
и не ямбуется никак.
Можно цитировать и дальше, но и
так хорошо. И так понятно, что литература - это
слова. Но называть их необязательно.
Кстати, автор стихов живет в Твери. Конечно, это
значительно ближе к Москве, чем столица
Башкортостана. |