_ _|__  в кабинет             | ||               
                     |       ___                  | ||               
           _|___            |_|_|        _|___    |_||               
              |             | | |           |     | ||               
                            |_|_|                 | ||               
                  ____             осмотреться    |_||               
                    |                  ---->      | \ \              
__________________________________________________|__________________
                                                                     

 

Запись восьмая (сороковая): ДВАДЦАТЬ ЧЕТВЕРТОЕ МАРТА

Наконец-то господин Хусаинов (это такой уфимский прозаик-поэт-все остальное) принес мне дефицит - большой-пребольшой и толстый- претолстый том "Нестоличная литература", выпущенный в прошлом году издательством  "Новое литературное обозрение".
Составитель Дмитрий Кузьмин (он же - куратор замечательного сайта "Вавилон"), пишет в предисловии:

Все знают, что Россия не состоит только из Москвы и Петербурга и что русская культура создается не в одних столицах. Но откройте любой общероссийский (а значит - столичный) литературный журнал - и увидите, что российская провинция представлена в нем, что назывется, "по остаточному принципу".

Такой у антологии заход. Хорошо, конечно, что г-н Кузьмин старается восоздать панораму единой российской литературы. Другое дело, что взгляд из столицы сильно отличается от возможного провинциального ракурса. Говорю это вовсе не в осуждение, а для прояснения моей читательской позиции.
Так вот, ежели смотреть с московских холмов, "Нестоличная литература" - книжка совершенно замечательная. А если встать на позицию жителя какого-нибудь Урюпинска, то можно разглядеть в ней порок излишней доброжелательности по отношению к писателям из Урюпинска. Географические подходы в таком деле вообще как-то, знаете ли, не работают. Что было бы, если бы Кузьмин жил, например,  в Ижевске? Скорее всего, ничего бы вообще не было - ни нынешнего тома, ни "Вавилона",  а был бы какой-нибудь ленивый сайтик про ижевскую невиртуальную культуру.
Лично я сыт по горло местными литературными концепциями, школами, направлениями, которые все сводятся к двум словам: "Мы тоже!"
Стало быть, мы тоже пишем, пашем, потеем... Ну а результат/ - это уже дело десятое.
Лет уже двадцать я имею дело в основном с представителями направления "тожистов". Надоело. Ручейки быстро пересыхают. Самодовольные речки текут в основном вспять.
Радостно, что сборник Дмитрия Кузьмина представляет скорее исключение из провинциальных правил и обычаев, которые остаются прежними с совписовских времен.
То  есть книга эта разрушает традиционные представления о литературно-географической иерархии, подтверждая - или почти подтверждая - представления о культурном полицентризме. Хотя еще неизвестно, все ли бы тексты остались в антологии, не будь на ее обложке слова "НЕстоличная" (отсюда и излишняя доброжелательность).
Но мне, конечно, могут сказать: составь сам... И это будет самый веский аргумент в пользу детища Дмитрия Кузьмина.
В книге мне понравилось то, что нравилось и вне ее. Стихотворения Александра Анашевича, например, уже вошли в сборник "Неприятное кино" (М.: О.Г.И., 2001). В Кемерово выходил сборник стихов под названием "Спутник". Сергей Самойленко публиковался в "Волге" и выпустил несколько книг... Ну и так далее.
Феномен "НЛ" - в переплете, под который попали тексты. Став рядом друг с другом, они обозначили тенденцию. Не взирая на то, что нестоличная литература вроде бы стремится быть праздником непослушания по отношению к столичной, мы наблюдаем типологические схождения, взаимовлияния (хотя бы через отталкивания)... В общем то, что можно наблюдать, когда поток един. И это радует.
Об уфимских авторах в этом сборнике. Мне радостно, что произведения Артура Кудашева, Игоря Фролова, наконец, опубликованы в Москве. Другое дело, что это - отложенная публикация. В уфимских изданиях (в том числе - в самиздате) эти тексты были представлены читающей публике так эдак 3-4 года назад. И все бы ничего, если бы сейчас у уфимских прозакиов (а тем более, поэтов) не наблюдалась некоторая усталость. Кризисом это, право слово, назвать трудно. Кризис завершается разрешением проблемы, переходом на новый виток. Пока у нас ничто это не предвещает. Наши литератуоры на всякий случай обиженно замолчали (ибо когда не ценят - обидно!). Может быть, ждут королевского гонца с указом о благодениях, льготах, квотах и условиях для творчества.
Годится ли Кузьмин с его томом на роль эдакого вестника?
Отчасти, да.
Надо бы еще сказать о поэзии. То есть о местной уфимской поэзии. Что-то не хочется. И правильно, что, кроме стихотворений покойного Саши Банникова, она, уфимская поэзия, в антологии не представлена. То, что было сделано хорошего, интересного, на данный момент - скорее из области интересов археологии. Нашим стихотворцам явно не достает несвободы для того, чтобы быть свободными. И даже Станислав Шалухин (которого нет в "НС") выглядит гостем из недалекого, но прошлого.
Под занавес процитирую стихотворение Ефима Беренштейна из "НС". Почему-то мне его хочется процитировать.

Люби красивые слова.
Из них одно другого лучше.
Из них одно другого круче.
Из них я знаю только два.

Из них одно, точней, один
бывает редко в разговоре,
особенно когда заспорят
нетрезвых несколько мужчин.

Из них второе - на руках
готов носить я это... эту...
Она живет назло поэту
и не ямбуется никак.

Можно цитировать и дальше, но и так хорошо. И так понятно, что литература - это слова. Но называть их необязательно.
Кстати, автор стихов живет в Твери. Конечно, это значительно ближе к Москве, чем столица Башкортостана.