_ _|__  в кабинет             | ||               
                     |       ___                  | ||               
           _|___            |_|_|        _|___    |_||               
              |             | | |           |     | ||               
                            |_|_|                 | ||               
                  ____             осмотреться    |_||               
                    |                  ---->      | \ \              
__________________________________________________|__________________
                                                                     

 

Запись девятая (сорок первая): СЕДЬМОЕ МАЯ

Отрецензировав роман Андрея Волоса "Недвижимсоть" (см. "Знамя", 2002,  № 1), я, кажется, напророчил себе хлопоты с этой самой недвижимостью. А поскольку не было у меня такого чудного помощника, как волосовский персонаж,  то хлопоты эти оказались долгими, нудными и все равно затратными. В результате забросил я свое "Окно". В чем каюсь.
Кстати сказать, и любоваться в окошко было собенно нечем. Или я отстал от поезда.
Соединяя две свои прежние библиотеки обратно в одну, я, тем не менее, вспомнил много замечательных вещей, имеющих отношение к "миру ли...". Перечитал, например, книгу С. Апта "Томас Манн", вышедшую в серии "ЖЗЛ" аж в 1972 году. Ну не знаю, конечно, с купюрами она вышла или без купюр, но потрясает этот труд именно совершенно незастойным мышлением. С.Апт, например, показал, как изменялось мировоззрение Манна - от консервативного национализма он подошел... к социализму. И - вспомним классику - остановился перед ним. Социализм его не имел ничего общего с реальным социализмом. И, что особенно интересно, об этом сказано в давней книге.
Интересны также взгляды Томаса Манна на музыку. На горячо любимого Рихарда Вагнера.
Кстати, художественное литературное творчество Манн называл музицированием. В отличие от публицистического, которое он именовал писательством.
И так совпало, что в эти самые дни я прочитал повесть Анатолия Гаврилова "Берлинская флейта" ("Октябрь", 2002, № 2). Вот уж где действительно - музицирование!

Шум слева, шум справа.

Слева шумела река, справа шумело море, прямо восходило солнце, за спиной звенела степь.

Восходящее движение.

Нисходящее движение.

Верхний голос.

Нижний голос.

Ничего.

Как-нибудь.

Как-нибудь, что-нибудь.

Я вам не мальчик.

Я вам не мальчик и в советах ваших не нуждаюсь.

Как-нибудь и один справлюсь.

Как-нибудь и один, без тебя, справлюсь.

Впрочем, прошу принять уверения в моей искренней благодарности.

Луна.

Луна смотрит в окно.

Блюзовые вкрапления.

Тема поручена флейте.

Длительные пешеходные прогулки по городу и за городом.

Легкие сигареты, легкие вина.

Жизнь постепенно возвращается.

Родился я в красивой местности.

В первом классе у меня была похвальная грамота.

Дай чуть вперед. Дай чуть назад. Дай чуть вперед, и поехали назад. Дай чуть назад, и поехали вперед. Знак повышения, знак понижения, знак отмены.

Оса влетает в открытое окно и садится на занавеску, едва колеблемую тихим дыханием теплого осеннего вечера.

Что-то зимнее в этом сухом блеске подоконника, осы, занавески.

Слышен колокольный звон.

Проза? Поэзия? Музыка?
Не знаю. Будем слушать.
Вслушиваться.
Помня, что писал Гаврилов в конце восьмидесятых - начале девяностых (журнал "Волга", да?), поражаешься метаморфозам. Хотя если вчитаться в давнее - услышишь ту же музыку. Жестяную слегка. Вариации для быта, но и страсть там была, была, да!..
Любите, живопись, поэты! И музыку, музыку!.. Немецкий идеализм. Серый Берлин, где звучит музыка средней российской полосы... Русская мечтательность. Существование к смерти и - дальше, выше, сильнее!
И вот странное опять-таки совпадение. Когда моя четырехмесячная операция с недвижимостью подошла, наконец, к завершение, пришел ко мне со стихами такой уфимский вокалист Сергей Чуманов. О стихах я скажу потом. А песни (всего-навсего группы "Грета Гарбо") - доктор Фаустус здесь вроде бы не причем - тронули меня нежностью. (Как-то излишне посуровели наши художники в годы реформ).
Хотите смейтесь над моей сентиментальностью, хотите отнеситесь к моему заявлению всерьез, но я расчувствовался не только от звуков, но и от той последовательности, в которую выстроились книги, тексты и звуки. Искусство должно происходить - и приходить к нам - вовремя.