_ _|__  в кабинет             | ||               
                     |       ___                  | ||               
           _|___            |_|_|        _|___    |_||               
              |             | | |           |     | ||               
                            |_|_|                 | ||               
                  ____             осмотреться    |_||               
                    |                  ---->      | \ \              
__________________________________________________|__________________
                                                                     

 

Запись шестнадцатая: ДВЕНАДЦАТОГО МАЯ

Из Екатеринбурга сообщили: умер Борис Рыжий.
Что успел сделать поэт, нам еще предстоит разобраться. "Антибукер" ему дали в порядке поощрения. Но дело не в "порядке". Когда умирает поэт, это всегда крах художественного мира. А в стихах Рыжего присутствовала какая-то городская стихия. И получается, произошла какая-то природная катастрофа.

 

 

Эти пробелы означают минуту молчания.

В четвертом номере "Знамени" - замечательные рассказы Евгения Шкловского. Особенно "Порча". Жил-был на свете п-полковник какой-то там (советской? украинской? российской? - совсем я запутался в этой геополитике!) армии, разводился с женой, съезжался с сестрой и матерью, продавал квартиру, продавал дом в деревне... Жил и сейчас, может, живет. Но разве это жизнь?.. Описание не-жизни у Шкловского настолько точное, что, читая, просто превращаешься в этого самого пенсионера-полковника. И ощущааешь себя немного королем Лиром - то есть человеком, всеми брошенным-преданным. Но Е.Ш. , понимающе и сочувственно описывая постепенное человеческое умаление персонажа, все-таки и легонько иронизирует над его бывшими, исчезающими на ветру невзгод, принципами. Потертый, побитый, заросший щетиной п-полковник - не Лир, ибо никакого королевства у него и не было. А что до погон, то дураки тоже с погонами бывают. И фокус-то тут в том, что никакого фокуса нет: поистерлись погоны, отлетели, как листва с деревьев, принципы. Пустая авоська...
Мимо жизни проковылял, похоже, п-полковник...
Хочется сказать, что форма этого рассказа - эдакое решето (множество пробелов) - совершенный портрет персонажа. То есть тут я имею в виду не именно изобразительную сторону (о, это серенькая акварель!), а вид самого текста.
И вот как совпало - в эти же дни попал мне в руки журнал "Урал", № 5. И там - целая серия коротких рассказов разных авторов: Алексея Усалко, Анны Кирьяновой, Павла Брычкова. Они удивительным образом перекликаются с произведениями Евгения Шкловского. Хотя бы по своей склонности к тому направлению современной русской прозы, что можно назвать физиолого-ироническим. Дурацкая жизнь (жисть!) во всей ее отчаянной дурацкости.
Случайно - просто в силу логики развития сюжета - поименовав направление, я задумался: а направление ли?
Нет, об этом нельзя говорить мимоходом.