_ _|__  в кабинет             | ||               
                     |       ___                  | ||               
           _|___            |_|_|        _|___    |_||               
              |             | | |           |     | ||               
                            |_|_|                 | ||               
                  ____             осмотреться    |_||               
                    |                  ---->      | \ \              
__________________________________________________|__________________
                                                                     

 

Запись семнадцатая: ДВАДЦАТЬ ДЕВЯТОГО МАЯ

Возможно, Владимир Тучков - самый большой писатель из всех сетераторов и самый большой сетератор из всех русских писателей. Его "Танцор" (М.: Захаров, 2001) есть, возможно, в известном смысле классическое произведение. Тут писатель исходит из идеи не то чтобы равноправно-параллельного существования обычной реальности и реальности виртуальной. Как раз наоборот! Виртуальность становится все более ощутимой "в реале", она вытесняет всякую другую форму существования белковых тел. И вообще - задает нам вопрос в лоб прозаик: белковых ли?.. Не есть ли мы давным-давно компьютеры, роботы, подчиняющиеся - по воле-неволе - сетевому администратору. И тогда кому подчиняется admin, на кого он работает?..
Программирование - занятие высокоплачиваемое, но давно потерявшее какие-либо нравственные ориентиры.
Тут вообще не может быть никакой морали и логики, кроме логики, по которой играющие раньше или позже должны заиграться, утратить всякое чувство реальности-ирреальности. Главное - вовремя отреагировать на команду сервера!
Писатель ведет свою игру с читателем (и в Сети тоже!) так, что можно подумать, что он и сам путает зеркало и то, что за ним, с тем, что перед зеркалом. Ставка больше, чем гонорар. А что касается жизни, то ее не всегда можно высчитать!..
Во всем этом есть сильная фольклорная струя. Миф о Франкенштейне не дает спать спокойно литературе. Я уж не говорю, что Галатея ушла в партизаны и борется с Пигмалионом, поскольку ей не хватает любви - ей нужно счастье. А счастье - это не только много денег. Это, напротив, мало денег, но большая власть. Хотя бы над собой.
Компьютер, подключенный к Сети, перестает быть частью себя, даже если он пытается конфликтовать с сетевым администратором.
Кто вы, доктор admin? Никто - то есть все, то есть коллективный разум, тоталитарное сознание.
Классический детектив, и Владимир Тучков - на рунетовской почве, конечно, классик жанра, скалькированного с анлийского детектива... И даже приправленного советским кино...
Какая тут может быть еще параллель? Возьмите новеллу Милорада Павича для компьютера и плотничьего циркуля "Дамаскин" (как изменяется сознание христианина, севшего к ПК!) - и вы увидите, что никакой параллели тут быть не может. Возьмите весь замечательный том сербского художника-мыслителя под названием "Стеклянная улитка" (СПб.: Азбука, 2000) - и вы окончательно убедитесь, что всяких там гиперссылок недостаочно для того, чтобы текст прижился в сетевой среде. Сеть сама по себе есть некий миф - сказание о реальности. И господин Тучков, возможно, первым из русских писателей это уловил. Тексты можно развешивать на бельевой веревке, сопровождая их стрелочками, указывающими на другие тексты, но это не будет моделью сознания интернетчика. Гипертекст оформляется острым сюжетом, то есть внутренними противоречиями. Он - вирусоносен, ибо сам и есть большой-пребольшой вирус. И сколько ни рассылай предупреждения о всяких там Калифорниях - день настанет, и к провайдеру нагрянет ОМОН или как там еще его фамилия. Закон симметричен беззаконию. Цель - победить энтропию.
И началось все это еще в произведении В. Тучкова "Смерть приходит по Интернету"... Правда, в версии НЛО (Владимир Тучков. Русская книга людей. - М.: НЛО, 1999) этот текст соседствует с "Розановым садом", хотя и пессимистичной, но и любовной песней о российской действительности.
Но уже там и тогда г-н Тучков ступил на тропу Игры. А оттуда не возвращаются никогда, пока есть деньги на лицевом счету пользователя.
Никогда, пока - впрочем, тоже звучит парадоксально.
А Рунет рифмуется с каким-то там ранетом из "Розоновго сада".