_ _|__  в кабинет             | ||               
                     |       ___                  | ||               
           _|___            |_|_|        _|___    |_||               
              |             | | |           |     | ||               
                            |_|_|                 | ||               
                  ____             осмотреться    |_||               
                    |                  ---->      | \ \              
__________________________________________________|__________________
                                                                     

 

Вторая запись: СЕРЕДИНА ДЕКАБРЯ 2000

Меня не оставляет мысль: то, что я считаю литературой, другие могут считать черт знает чем.

Однажды ко мне зашел простоватый сосед, оглядел полки и сказал: “Сколько книг, а читать нечего”. Чтение ему требовалось из разряда того, подо что он подремывает у телевизора. И ладно. Не стану спорить. Просто я все время толкую о чем-то другом.

Так же точно, как своего соседа, я не всегда понимаю редакторов, например, журнала “Бельские просторы”. Про его нехудые томики я тоже порой думаю: “Сколько букв, а литературы нет”.

Это все – преамбула к моим впечатлениям от встречи с главными редакторами “толстых” журналов и московскими писателями в Национальной библиотеке РБ. Гости опоздали. И перед читателями и журналистами стали выступать руководители местных окололитературных изданий. У меня сложилось такое впечатление, что они до сих пор придерживаются девиза: писатели – инженеры человеческих душ. Мне даже на секундочку показалось, что машина времени перенесла меня лет эдак на двадцать назад. Редакторы наши много думают о читателях – это хорошо. Но то, что литература – вид искусства, они как-то не учитывают. И, возможно, полагают себя до сих пор бойцами идеологического фронта.

Кстати сказать, шумное выступление публициста Юрия Черниченко убедило меня: параллельные сходятся! Пусть один – демократ, другой – партноменклатура (и той партии, и, возможно, этой), по своей склонности к “трибунности” они очень похожи.

Нет, ради бога, пущай говорят и пишут. Только я шума не люблю. А “блуд борьбы” Мариэтта Чудакова правильно осудила. И уже порядком как.

Но был Маканин. Его в Уфе знают. Он здесь закончил школу. Был интеллектуал Андрей Дмитриев. Был скромный Андрей Василевский, главный редактор “Нового мира” (ни слова не проронил!). “Знамя”, “Октябрь”, “Дружба народов”, “Вопросы литературы” – все промелькнули перед нами, все побывали тут.

Вот именно что промелькнули. Потому что на серьезный разговор о литературе времени не было. Все бегом, бегом – в такое положение гостей поставили организаторы.

И, тем не менее, смысл у встречи был. Она показала, что “толстые” журналы интересуют читателей. Нет, они отнюдь не забыли их названия. А тем, кто делает журналы, провинция небезразлична.

Что касается деталей, то хорош был Владимир Маканин. Может, потому что он приехал в свой старый дом. Правда, свою последнюю книгу “Удавшийся рассказ о любви” в уфимских магазинах не обнаружил. А хотел обнаружить.

В “Новом мире”, № 11, - слегка экзотическая повесть Валерия Попова “Ужас победы”. С некоторыми чудесами. Может, Попов тут немного ублажает массового читателя (помните, я говорил о соседе?), но читать это его сочинение интересно.

Симпатичные стихи Ильи Плохих (Екатеринбург). Особенно эти:

Я дворник. Вот моя лопата./ Вот телогрейка, видишь, вата/ видна в ее глубоких ранах./ Есть у меня крупа в карманах,/ поскольку я зиме плачу/ пшеном – заботой о синицах./ За елкой праздничной свечу,/ за иней на твоих ресницах.

Под рубрикой “Из наследия” – Сергей Залыгин.

В критическом разделе – эссе Никиты Елисеева о “к.р.”, так он назвал новый (а может, очень старый?) жанр короткого рассказа.

В общем, почитать есть что, порадоваться чему тоже есть. А что скажет история мировой литературы – об этом мы узнаем потом.