Запись восемнадцатая: ОДИННАДЦАТОГО
ИЮНЯ Вместо обычной дневниковой
записи предлагаю посетителям сайта свои майские
впечателения о театре и культуре вообще. Уже
недавно, в июне, я посмотрел в учебном театре
Уфимского института искусств дипломный
спектакль по роману Достоевского "Идиот" (см.
"Вечернюю Уфу" от 11 июня). Эта работа
прибавила мне оптимизма, но... Все-таки наши
бесконечные праздники не есть праздник
непослушания, на котором творится искусство. А
праздников послушания в культуре не бывает, не
может быть.
Итак...
ИСКУССТВОЧКО Т. КАК ПРАЗДНИК
ЖИЗНИ
Письмо провинциального мизантропа своим
столичным друзьям
Я симулировал в новой поэзии.
Ты симулировал что? -
Я симулировал приступ болезненный,
производя громкий стон.
В эту минуту свисток оглушительный,
свистнув, меня оглушил.
Все-таки я результат положительный
в сетку к себе положил.
Эти четверостишия – из новой книги стихов
Николая Байтова “Времена года” (М.: ОГИ, 2001).
Подводя итоги своим московским “культурным”
впечатлениям, спрашивая себя: я симулировал что?
Почему богатая событиями неделя (театральная
олимпиада, бурная литературная жизнь, обильные
новости из выставочных залов) вызвала у меня
впечатление, если так можно выразиться, неполной
натуральности.
Ну, понятное дело, – приехал-то я из места, где в
этом смысле все более отцентровано. Любое
мало-мальское событие приобретает в нашей
провинции оттенок всенародного праздника и
прямо-таки исторического свершения. И к этому
можно относиться двояко. Вот на днях ТВ показало
Нуреевский фестиваль в Казани, а у нас в Уфе
таковой прошел раньше… Радостный голос
телерепортера преисполнен значительности. Еще
бы! Такого рода праздники искусств важны прежде
всего своей ритуальностью, а художественное
наполнение может быть и таким, и сяким. И вот в
Москве я, кажется, тоже симулировал участие в
ритуале.
И это нормально. Кто за вас будет это делать,
Пушкин? – мы еще и сейчас обожаем фразеологизмы
такого рода. А в рамках театральной олимпиады я
посмотрел работу Пикколо Театро ди Милано (якобы
последний спектакль великого режиссера ХХ
столетия, я цитирую программку, Джорджо Стрелера
– кто за нас будет делать театр, Стрелер?)
“Арлекин, или Слуга двух господ”. У входа в Малый
театр было не протолкнуться. У меня сложилось
впечатление, что эта толпа явилась в едином
порыве приобщаться к искусству, просимулировать
приобщение. “Вон смотри, Жванецкий!” - радостно
сказал мой друг. Ну и что? – подумал я. А потом я
подумал так еще раз, наблюдая, как капельдинерша
(или билетерша – как это по-русски?) выгоняла из
ложи студентов-безбилетников. На секундочку
показалось, что для нее служение искусству как
раз в том и состоит, чтобы отделить допущенных от
недопущенных. Вспомнился булгаковский Филя:
“Дам постоять!” А тут – не дам… “Вам только
позволь!” – закричала театральная охранница,
когда законные владельцы мест вступились за
незаконных.
И вот, спросят меня, при чем здесь замечательный
театральный праздник, где Некрошюс явил свой
режиссерский гений и где культурная элита
рукоплескала и дышала воздухом высокой, как ее,
духовности?..
Не знаю, чем дышала элита. Но искусство
происходит не в местах массового скопления
билетерш. Или даже фельетонистов.
Типичный, но очень мастерский театр дель арте –
прямо-таки уличная феерия. И, кстати сказать,
итальянский театр в своих каких-то
фольклорно-простонародных проявлениях так
похож, скажем, на татарский или башкирский. В свое
время я смотрел Гольдони в Казанском театре
имени Г. Камала – и не удивился в этот раз
совпадению или сходству типажей. Кстати, в Москве
я встретил бывшего главного режиссера
Башкирского академического театра драмы имени М.
Гафури Рифхата Исрафилова (сейчас он работает в
Оренбурге). Исрафилов был занят вовсе не
добыванием билета на олимпиаду – его проблемы
более земные.
Куда нам до Стрелера!
То есть не подумайте, что я не наслаждался игрой
итальянцев! Нет, но, когда думаешь о тенденции (то
есть о том, что мы с Байтовым называем словом
“симулировать”), все-таки становится грустно.
Кто там обозначен в программке в качестве
спонсоров олимпиады? Самарская кондитерская
фабрика “Россия”… Интересно, как там дела в
тамошней драме? Поди, не протолкнуться от
меценатов?
“Искренности нет не только в шаблоне, и шаблон не
худший из видов неискренности. Он отнимает
действительность вещи и оставляет нас
равнодушными, но еще не порождает прямого
неверия в литературное слово. Это происходит от
другого вида неискренности, который назван у нас
“лакировкой действительности”, - писал Владимир
Померанцев в “Новом мире” в 1953 году. И вот я
думаю, что наша бурная деятельности по
организации бесконечных салютов и фейерверков (в
прямом и переносном смысле) – это и шаблон, и
лакировка художественной действительности
сразу.
Следование шаблону может быть и удачным, но
когда-нибудь оно приведет к застою.
В те же дни я был и в театре Стаса Намина. В
Нескучном саду ставили Теннеси Уильямса –
маскарад в шестнадцати блоках “Камино Реаль”.
Именно в этом спектакле (его поставил Андрей
Россинский) жутковатая ненатуральность – вплоть
до почти агрессивной фальшивости – места,
времени и самого сюжета, как тот самый звук
лопнувшей струны у Чехова, ведет к открытости.
Фальшь сходит сама по себе – слоями. Словно
актеры в какой-то момент перестают играть
навязанные им драматургом обстоятельства, а
начинают в них жить. Уютно – не уютно, удобно –
неудобно, но куда деваться – ты здесь, Дон Кихот,
и, пожалуйста, конечно, думай, что это сон… Но во
сне можно плакать – никто не осудит. Во сне не
нужно натужно думать о мизансценах и всеобщей
лжи – на улице, на сцене, в зале… Ложь проходит,
как сон, если… если замысел совпадает с помыслом.
Я не сравниваю спектакли. Я говорю хотя бы о том,
что студенты на “Камино Реаль” сидели в партере
– и никто не кричал: “Вам только позволь!”
Театр как вид искусства и театр как учреждение –
это одно и то же. И если в “Ленкоме” каждая
гардеробщица назначает собственную цену за
сданное пальто (нынче я не был в “Ленкоме”, но
помню ощущение стыда от прогулки по фойе этого
театра – программки продаются вкупе с дорогими
книгами или никак, лист с напечатанным текстом
превращается в позолоченный, я пришел в храм, а
меня пытаются надуть – рыночная экономика!)…
Когда я это вижу – то мне обидно за Чурикову.
Кто это говорит, что призыв “Идите в театр,
живите в театре!” не актуален?
Реализуется он и в искусстве, и, прошу прощения, в
театральном менеджменте.
Я симулировал приступ болезненный…
В Москве я попал на странный, по моим
провинциальным понятиям, круглый стол. Нет,
собравшиеся на нем философы, педагоги,
литераторы не утверждали со стоном, что культура
гибнет (кстати, олимпиады – доказательство
непогибельности культуры). Они доказывали, что
культуру надо насаждать. А директор одной
московской школы вдруг встал и сказал, что в
плохой театр ни учителей, ни детей водить не надо.
От приобщения к такой культуре их надо оберегать.
То есть выходило, что культура бывает плохой и
хорошей.
Я так не считаю. Я считаю, что театр, например,
просто есть или его нет. И чего я так раздражаюсь
от праздничной роскоши олимпиады – она
всего-навсего оглушительный свисток, туман,
отчасти закрывающий вершины. То есть да, именно
вершины своего творчества явили зрителям
участники, но вершины словно бы уже в несколько
застывшем состоянии. И если мне нужна
расплавленная магма художественной
повседневности, то я могу, выйдя из театра Стаса
Намина (нет, не с мюзикла – это совсем другой
спектакль!) прогуляться по аллеям Нескучного, где
пахнет черемухой, и осмыслить только что-то
увиденное...
Ну да, я толкую про старые несколько новости.
Черемуха отцвела. Олимпиада закрылась при
восторге репортеров и тех, кого не выгоняли из
ложи. Исрафилов уехал в Оренбург. В Москве в
Потаповском переулке в подвальчике “Проект
ОГИ” сильно накурено… А в книжном магазине,
расположенном над ним, можно купить поэзию –
избранную, так сказать, лирику ОГИ. И кто сказал,
что соединение тесного книжного рая и неудобных
катакомб, где едят, пьют и читают стихи, содержит
в себе какое-то открытие? Открытие в стихах. Ежели
они искренни.
Вот, перепрыгнул с одного на другое. Потому что
искренность явлена в слове и жесте. И
пластические чудеса, и голосовые модуляции – в
театре и в баре клуба ОГИ сами по себе можно
понять как откровенную, но симуляцию. Мы в
искусствах много играли в последние годы. Театр
масок (наш, а не итальянский) может оказаться
вполне при масках, но без актеров… А раскрутить
великолепную почти цирковую работу можно и без
олимпиады (и с нею, конечно, тоже можно).
Акробатический этюд! “Гаснет в зале свет. И снова
я смотрю на сцену отрешенно”…
Вам только позволь! |