_ _|__  в кабинет             | ||               
                     |       ___                  | ||               
           _|___            |_|_|        _|___    |_||               
              |             | | |           |     | ||               
                            |_|_|                 | ||               
                  ____             осмотреться    |_||               
                    |                  ---->      | \ \              
__________________________________________________|__________________
                                                                     

 

Запись девятнадцатая: ПЯТНАДЦАТОГО ИЮНЯ

И снова - вместо дневниковой записи. На этот раз раз вместо нее - письмо, отправленное мною по электронной почте Михаилу Эпштейну.

> От: Александр Касымов <alkas@ufanet.ru>

> Кому: Михаилу Эпштейну <russmne@emory.edu>

> Тема: proto

> Дата: 11 июня 2001 г. 23:56

>

> Уважаемый Михаил Наумович,

> много лет читаю Ваши статьи и эссе и вот дочитался до "прото"

("Знамя-5").

> Было это с неделю тому назад. Сначала целая буря поднялась в душе моей,

ибо

> показалось, что Вы не только предсказываете конец гуманизма через

развитие

> технологии, но и зовете его, жаждете его.

> Христианская, православная терминология, которой Вы "эскортируете" свое

> технофилософствование (чего стоит пахнущее лаптями и онучами словечко

> "соборность"), лично для меня ничего не прояснила, а, напротив, затемнила

> суть дела. Перелом, который переживает человечество, безусловно,

решителен.

> Однако же Вы сами как будто бы не отрицаете того, что способ восприятия

> человеком мира изменяется весьма медленно - и даже скоростные каналы

связи

> не меняют сути дела. Ренессансный человек был и остается вершиной, до

> которой мы, может, никогда и не докарабкаемся. Ибо коллективный разум

> помешает. Коллективизм, групповщина - российское несчастье. Биться стенка

> на стенку - национальный вид спорта. Постмодернизм на нашей почве не стал

и

> не может стать ни способом осмысления реальности, ни методом

> философствования. Мы надолго застряли в футуризме (как варианте

> авангардизма). Даже стояние под иконами со свечкой есть вид

> футуристического перформанса, ибо за стояние эдакое мы ждем воздаяния.

> Родоплеменные отношения, до сих пор не выветрившиеся в нашей державе,

> заставляют полагать будущее как будущее именно моей референтной группы -

и

> пусть весь остальной свет провалится в тартарары. И подключенность к

> мировой сети в этом контексте есть лишь возможность для более громкого

> прокламирования своих отдельных (отдельно-корпоративных) целей. Лимонов с

> его нацболами есть реализация российского мифа - почти так же, как

когда-то

> Нечаев и прочие решительные подпольщики-искровцы. Жажда убежища для всего

> тейпа - проявленная на недавнем историческом этапе как стремление

> проглотить наибольший кусок суверенитета - в масштабе державы проявляется

в

> культурном изоляционизме и политической агрессивности (что мы и

наблюдаем).

> Комплексы у нас такие: чтобы вести диалог поверх барьеров, надо поднять

эти

> самые ограждения на недосягаемую высоту. "Из-под какого я кричу

обвала..."

> Не было обвала - на старом фундаменте мы городили все тот же самый забор,

> все наращивая и наращивая его колья...

> Программы КПСС были не менее футуристичны, чем нынешние бизнес-планы.

> Мифологическое сознание, боясь будущего, заботится о мифологическом

> обустройстве отдельно взятой страны, полагая при этом, что, ежели

поставить

> поезд на третий путь, то он сможет нестись на всех парах в какую-то свою

> совершенно небывалую (несуществующую?) сторону.

> Наши призрачные курочки несут призрачные яйца. Какое "прото" может быть

из

> них высижено?

> И чем дальше, тем больше наш диалог с миром превращается, с одной

стороны,

> в две тысяча сотое серьезное предупреждение, с другой - нашу ущербность

мы

> пытаемся коммерциализировать.

> Неужели Вы не видите, что мировой собор, ежели он соберется (скажем, в

> каком-нибудь чате), постановит что-нибудь эдакое... Что лучше ему никогда

> не собираться. А наша нестерпимая ирония по отношению к терминам, еще

вчера

> любимым - диссидент, права человека и пр. - это не юмор висельника, а

> всенародный наказ новому составу какого угодно политбюро какого угодно

ЦК.

> Мы и в мировую ассамблею делегируем свои специфические

> проблемы-запахи-комплексы. Мы интернет сумеем отрегулировать так, что он

от

> ужаса содрогнется и скукожится. И никакой, видишь ли, ноосферы. Откуда

> взяться разумности на фоне всеобщего сволочного практицизма - хоть

> восточного, хоть западного?

> Ваша утопия антиутопична.

> Культура, которую Вы описываете, означает конец культуры как таковой (ибо

> другой быть не может). Этнография не заменяет и не отменяет необходимости

> уроков рисования. Однако чему может нас научить учитель, рисующий по

> клеточкам?

> Постмодернизм сделал свое дело и может уходить. Хотя не понятно, зачем он

> приходил. Ибо оставляет после себя разор, стыд и срам. Мертвый автор в

> состоянии агонии отстукивает на живом компьютере нечитаемый текст.

> Искусствочко перестало быть тайной, превратясь в сортир без задней

стенки.

> Романтизм прилюдного опорожнения, сентиментализм совокупления на

площади...

> И какие дети от такой любви?

> Ars longa - искусство долго, а не вечно. Другая культура еще более такая,

> чем эта нынешняя. Цирковой круг замкнут. Чтобы его разомкнуть, надо

> взлететь под купол. Но дальше - крыша.

> Можно воскликнуть очередной раз: "Уберите трупы!" - а ну как, убравши

> мертвяков, мы ничего под ними не обнаружим, кроме кабеля, ведущего в

никуда

> - из ничего.

> ....Буря в моей душе отбушевала. Написать можно все. А жизнь непременно

> возьмет свое. Хоть и не хочется мне становиться частью мирового разума

(не

> грозит ли нам всепланетарное безумие?) - оставьте мне мою

микроскопическую

> жизнь, с моим микроскопическим ее пониманием.

> Спасибо Вам за возможность рассуждать.

> Будьте здоровы и счастливы.

> Александр Касымов.

> http://kvartx.on.ufanet.ru