>
> Тема: proto
> Дата: 11 июня 2001 г. 23:56
>
> Уважаемый Михаил Наумович,
> много лет читаю Ваши статьи и эссе и вот
дочитался до "прото"
("Знамя-5").
> Было это с неделю тому назад. Сначала целая
буря поднялась в душе моей,
ибо
> показалось, что Вы не только предсказываете
конец гуманизма через
развитие
> технологии, но и зовете его, жаждете его.
> Христианская, православная терминология,
которой Вы "эскортируете" свое
> технофилософствование (чего стоит пахнущее
лаптями и онучами словечко
> "соборность"), лично для меня ничего не
прояснила, а, напротив, затемнила
> суть дела. Перелом, который переживает
человечество, безусловно,
решителен.
> Однако же Вы сами как будто бы не отрицаете
того, что способ восприятия
> человеком мира изменяется весьма медленно -
и даже скоростные каналы
связи
> не меняют сути дела. Ренессансный человек
был и остается вершиной, до
> которой мы, может, никогда и не
докарабкаемся. Ибо коллективный разум
> помешает. Коллективизм, групповщина -
российское несчастье. Биться стенка
> на стенку - национальный вид спорта.
Постмодернизм на нашей почве не стал
и
> не может стать ни способом осмысления
реальности, ни методом
> философствования. Мы надолго застряли в
футуризме (как варианте
> авангардизма). Даже стояние под иконами со
свечкой есть вид
> футуристического перформанса, ибо за
стояние эдакое мы ждем воздаяния.
> Родоплеменные отношения, до сих пор не
выветрившиеся в нашей державе,
> заставляют полагать будущее как будущее
именно моей референтной группы -
и
> пусть весь остальной свет провалится в
тартарары. И подключенность к
> мировой сети в этом контексте есть лишь
возможность для более громкого
> прокламирования своих отдельных
(отдельно-корпоративных) целей. Лимонов с
> его нацболами есть реализация российского
мифа - почти так же, как
когда-то
> Нечаев и прочие решительные
подпольщики-искровцы. Жажда убежища для всего
> тейпа - проявленная на недавнем историческом
этапе как стремление
> проглотить наибольший кусок суверенитета - в
масштабе державы проявляется
в
> культурном изоляционизме и политической
агрессивности (что мы и
наблюдаем).
> Комплексы у нас такие: чтобы вести диалог
поверх барьеров, надо поднять
эти
> самые ограждения на недосягаемую высоту.
"Из-под какого я кричу
обвала..."
> Не было обвала - на старом фундаменте мы
городили все тот же самый забор,
> все наращивая и наращивая его колья...
> Программы КПСС были не менее футуристичны,
чем нынешние бизнес-планы.
> Мифологическое сознание, боясь будущего,
заботится о мифологическом
> обустройстве отдельно взятой страны,
полагая при этом, что, ежели
поставить
> поезд на третий путь, то он сможет нестись на
всех парах в какую-то свою
> совершенно небывалую (несуществующую?)
сторону.
> Наши призрачные курочки несут призрачные
яйца. Какое "прото" может быть
из
> них высижено?
> И чем дальше, тем больше наш диалог с миром
превращается, с одной
стороны,
> в две тысяча сотое серьезное предупреждение,
с другой - нашу ущербность
мы
> пытаемся коммерциализировать.
> Неужели Вы не видите, что мировой собор,
ежели он соберется (скажем, в
> каком-нибудь чате), постановит что-нибудь
эдакое... Что лучше ему никогда
> не собираться. А наша нестерпимая ирония по
отношению к терминам, еще
вчера
> любимым - диссидент, права человека и пр. - это
не юмор висельника, а
> всенародный наказ новому составу какого
угодно политбюро какого угодно
ЦК.
> Мы и в мировую ассамблею делегируем свои
специфические
> проблемы-запахи-комплексы. Мы интернет
сумеем отрегулировать так, что он
от
> ужаса содрогнется и скукожится. И никакой,
видишь ли, ноосферы. Откуда
> взяться разумности на фоне всеобщего
сволочного практицизма - хоть
> восточного, хоть западного?
> Ваша утопия антиутопична.
> Культура, которую Вы описываете, означает
конец культуры как таковой (ибо
> другой быть не может). Этнография не заменяет
и не отменяет необходимости
> уроков рисования. Однако чему может нас
научить учитель, рисующий по
> клеточкам?
> Постмодернизм сделал свое дело и может
уходить. Хотя не понятно, зачем он
> приходил. Ибо оставляет после себя разор,
стыд и срам. Мертвый автор в
> состоянии агонии отстукивает на живом
компьютере нечитаемый текст.
> Искусствочко перестало быть тайной,
превратясь в сортир без задней
стенки.
> Романтизм прилюдного опорожнения,
сентиментализм совокупления на
площади...
> И какие дети от такой любви?
> Ars longa - искусство долго, а не вечно. Другая
культура еще более такая,
> чем эта нынешняя. Цирковой круг замкнут.
Чтобы его разомкнуть, надо
> взлететь под купол. Но дальше - крыша.
> Можно воскликнуть очередной раз: "Уберите
трупы!" - а ну как, убравши
> мертвяков, мы ничего под ними не обнаружим,
кроме кабеля, ведущего в
никуда
> - из ничего.
> ....Буря в моей душе отбушевала. Написать
можно все. А жизнь непременно
> возьмет свое. Хоть и не хочется мне
становиться частью мирового разума
(не
> грозит ли нам всепланетарное безумие?) -
оставьте мне мою
микроскопическую
> жизнь, с моим микроскопическим ее
пониманием.
> Спасибо Вам за возможность рассуждать.
> Будьте здоровы и счастливы.
> Александр Касымов.
>