_ _|__  в кабинет             | ||               
                     |       ___                  | ||               
           _|___            |_|_|        _|___    |_||               
              |             | | |           |     | ||               
                            |_|_|                 | ||               
                  ____             осмотреться    |_||               
                    |                  ---->      | \ \              
__________________________________________________|__________________
                                                                     

 

Запись двадцатая: ДВАДЦАТЬ ПЕРВОГО ИЮНЯ

Жизнь пошла - электрическая. Откроешь газету, а из нее в разные стороны искры сыплются.

В четырех номерах за нынешний, 2001 год я обнаружил один живой материал - и это было читательское письмо! (Роман Дм. Быкова "Оправдание" - не в счет, в журнале он вышел после книжной публикации.)

Это так знаменитый литературный скандалист Виктор Топоров обозревает журнал "Новый мир" ("ЛГ"#23).
Прочитавши этот снисходительно-презрительный обзор (критерий: тот журнал мертв на столько-то процентов, а этот - на столько-то; лучшие мертвы процентов на 80), я кинулся за журналом и разом прочитал-пролистал сразу три книжки - третью-пятую - "НМ". И меня обрадовала неправота г-на Топорова.

я потому так и пишу
что по-другому не умею
и потому так и умею
что по-другому не пишу, -

этими стихами открывается подборка Ивана Ахметьева "Вот до чего дожил" в пятом номере. И эти строки есть лучший ответ на энергичные приставания Топорова к самому принципу журнальному. (Надо сказать, чем дальше, тем большему числу наших умников сам этот принцип кажется уязвимым, но другие обозреватели судят-рядят о нем будто бы с точки зрения будущего информационного пространства - недоразумение заключается лишь в том, что искусство не является видом информации, ибо оно не сколько информирует, столько ДЕЗинформирует, описывая мир черз художественные образы. Так вот, других - как правило, более образованных технически, чем эстетически - как-то еще можно понять: так и умею... что по-другому не пишу)... В глазах человека с улицы таковые притязания могут даже означать страстную любовь. В.Т. на любовь не способен, он останавливается на физиологической жажде.
Должен сказать, что роман Дмитрия Быкова "Оправдание" понравился мне очень. А поскольку книжный вариант до города, где я живу, как-то до сих пор не добрался, то я очень рад новомировской публикации.
Хочу оговориться, что обильные публикации Быкова в различных изданиях вызывали у меня до сих пор скорее раздражение, чем уважение. И стихи этого автора не кажутся мне чудом искусства. Но вот то, как г-н Быков заговорил на этот раз... Нас ведь всех интересуют принципы отбора, мы боимся подумать о том, что таковых не было, нет и не будет. Когда герой Юрия Никулина восклицает в известном фильме: "А может, меня даже наградят!" - многомиллионный зритель в едином порыве замирает в ожидании чуда.
Герои Дмитрия Быкова - это уже следующая фракция нефтеперегонки. Чуда не бывает. Бывают причуды коллективного руководства, случаются также и социальные психозы.
Наличие в книжке элемента филологического романа (все эти замечательные предположения о жизни литературных классиков после  их гибели - физической или моральной, - предположения эти, по-моему проистекают скорее из произведений, чем из биографий) придает ей еще больше веса в моих, читательских, глазах.
Несмотря на то, что "Национальный бестселлер" проплыл мимо Д.Б., я думаю этот памятник тщательно забитому советскому человеку (то есть "Оправдание") еще будет оценен по достоинству, то есть - хотя бы - премирован.
Совершенно замечательно эссе Ирины Роднянской "Гамбургский ежик в тумане" (третья книжка "Нового мира"). Топоров, сравнивающий И.Р.в "Литгазете" с Мадлен Олбрайт, конечно, льстит Ирине Бенционовне - она никогда не была железной леди. Роднянская просто последовательный критик - это больше. И вот какого же ей признаться:

...в условия профессиональной задачи, решаемой всю жизнь, вкрался какой-то подвох.

Если к концу века мы только предчувствуем эту странность, то в начале другого хотели бы ее избыть. И может, топоровские призывы "к топору!" и есть попытка такового избытия-переосмысления, передвигания мебели в доме, когда на новую денег нет?
Если читать "Новый мир" с конца, если читать его с начала (безразлично, как, но - если читать, а не листать с презрением), откроется, что чтение - занятие благодатное. Несмотря на сидящего в зале заранее раздраженного зрителя. Несмотря на люмпен-разоблачителей, которые в любом зеркале видят исключительно свою физиономию...
И что делать, дорогая редакция "Литературной газеты"? Снабжать хамские тексты послесловиями, призывать читателей развернуть дискуссию (о чем, позвольте спросить) - в то время, как скандалист умывает руки и идет обедать...