Запись двадцать вторая:
ДЕСЯТОГО АВГУСТА Буквально вчера
прочитал в "Круге чтения"
очередную запись Александра Агеева, где он
хвалит посмертную подборку Нины Искренко в
седьмом номере "Знамени". Подборка,
действительно, замечательная. Но мне жаль, что
А.А. ничего не сказал о стихах Геннадия Русакова в
той же журнальной книжке. Не потому, что я против
Искренко, а потому что я вспоминаю один
замечательный мультфильм: "Раньше надо было
любить!..." Не то чтобы Нина Искренко ушла из
жизни непрочитанной. Дело тут в другом. Русаков,
несмотря на присужденную ему премию имени
Аполлона Григорьева, остается самым известным из
неизвестных широкой публике поэтов. Критика его
ценит, но о нем не пишет. Читатели, кажется, его
почти забыли (а кого они, неблагодарные,
помнят?). Многолетний цикл "Разговоры с
богом" у иных снобов уже вызывает усмешку:
заговорился, мол... И не замечают они, какие
перемены происходят в поэтической системе
Русакова от подборки к подборке, не хотят
замечать...
Воздавая дань ушедшим, не след замалчивать
скромно живущих и много работающих рядом с нами.
Тем более что... Тем более что нынешняя подборка
по своей метафизическо-онтологической силе
означает новый подъем художнического таланта
Геннадия Русакова. Я, не знающий, есть ли бог,
учусь у Русакова вере в человеческие предпосылки
существования всевышнего. Именно в человеческие.
В пейзаже, где заметен каждый лист, сила господня
выглядит не подавляющей, а поддерживающей
существование ранимой души. Хотя человек
изображается Русаковым не обязательно
поддакивающим творцу, а пытающимся вести с ним
диалог - почти на равных. Будет ли божий суд, не
будет ли его - душа в своем развитии заходит в
такие тупики, из которых трудно выбраться без
внешнего сочувтвия. Бог Русакова - сочувствующий.
Я лист от дерева, я конус нарастанья.
Мне время-бабочка садится на плечо,
смыкает два крыла, два шелковых шатанья,
и кажется, что ей легко и горячо.
Рабочие жуки из самых облигатных,
подкорные клопы, запазушный народ,
гуляют в пиджаках, в штанах тяжело-ватных,
потом стучат кайлом и луб кидают в рот.
Но время-бабочка, и эта ветка света...
И сока плотный бег до рокота в ушах.
И листвинничных мух полет, укус-помета.
И там, над головой, неразличимый шаг...
Тут нет шифра - и, тем не менее,
вариантов прочтения множество. Русаковский
микроскоп устремляется в космос, не боясь быть,
по совместительству, и телескопом. Проза жизни
насекомых по пронзительной поэтичности,
отправляя (-сь) к Заболоцкому, остается все-таки
без параллелей. Кем послана бабочка, хлопаньем
своих крыльев отмеряющая время и, возможно,
вечность? Случаем? Богом?
Натурфилософ не ищет в мире Пана. Неразличимый
шаг над нами ясно слышим художником - он
переводится в музыку точных слов.
Природный орган звучит интимно.
Сестра-луна, ты нынче вышла рано.
Тихий голос поэта становится все
слышнее, если помнить, что во вселенной значим
каждый шепот. Сестра моя - жизнь, сказал
Пастернак. Русаков никого не цитирует. Для его
наблюдений за одинокой душой, однако,
существенен и литературный контекст, и
литературная предыстория.
Боюсь на бегу ошибиться. Боюсь в торопях
зачитать-зацитировать... Но, говоря о развитии
поэзии в ту или иную сторону, рассуждая о
постмодернистах да классицистах, или о просто
стихотворцах, нельзя забывать Русакова. Будучи
вне школ и направлений, он художественными
средствами откликается на этику Вернадского и
Швейцера, он отликается на собственную жизнь. Его
абсолютная идея - в трудности нравственного
существования человека. И невозможно сказать,
перестает ли она быть четким образом хоть на
секунду. Музыкальная размытость фразы,
импрессионистичность словесных построений -
контуры изображения колеблются в потоках
воздуха, - все это и есть достаточность образа.
Все графически-изобразительные построения
начаты и закончены.
В лице Геннадия Русакова мы имеем
значительнейшего русского поэта современности.
И думаю, стихи Нины Искренко или Михаила
Синельникова в этой книжке "Знамени"
вовсе не отменяют значительности сделанного
Русаковым.
Что касается дискуссии о прозе в том же номере
журнала, в которой я принял участие и на которую
несколько иронически откликнулся Александр
Агеев в той же записи, то полагаю, ars longa... То есть
искусство если не вечно, то долго. Стало быть,
будет еще случай увидеть явление... И все-таки
лучше синица в руках, чем абстрактный журавль
идеала - в небе. |