_ _|__  в кабинет             | ||               
                     |       ___                  | ||               
           _|___            |_|_|        _|___    |_||               
              |             | | |           |     | ||               
                            |_|_|                 | ||               
                  ____             осмотреться    |_||               
                    |                  ---->      | \ \              
__________________________________________________|__________________
                                                                     

 

Запись тридцать первая: ЧЕТВЕРТОЕ ДЕКАБРЯ

В газете "Ex Libris НГ", № 44 (сетевая версия - http://exlibris.ng.ru) опубликованы "Декабрьские тезисы", которыми редакция торжественно прощается со своим пятилетним прошлым и намечает контуры будущего.
Будущего, надо полагать, светлого.
Литература - это технология.
А как насчет искусства?
Литпремии и культуртрегерская критика давно уже варятся в собственном соку. Их вектор - прошлое литературы (понимаемое часто как нечто актуальное и настоящее), а нее ее будущее. Рецензионное издание нового типа должно возродить эту технологическую, конструктивную, конструктивную тягу на уровне критических высказываний о литературе.
Царь испугался - издал манифест. И чего это я газетку сию выписываю уже столько лет? С ее конструктивной тягой-то...
Ладно, не буду за слова цепляться. Манифест на то и рассчитан, чтоб поражать воображение. А может, чего попроще где скажут?
Рубрика - "Премии". Шапка - "Золотой телец русской литературы". Три критика рассуждают о том, что все премии какие-то кособокие, а в литкритике кризис (ай, молодцы, - самокритично!), и нужны литагентства.Газетка эта симпатичная теперь и станет словно бы агентсовм и будто бы экспертизой. Ну и на здоровье!.. Только... чего все это так сердито проговаривается?
Особенно категоричен Лев Пирогов, которого уже давно надо (от греха подальше) избрать либо в Российскую академию наук, либо в редсовет Большой российской энциклопедии - а то всех, кроме Проханова, уже обругал, практикуя широкое мышление и катание на моноцикле по чужим текстам. Зато по отношению к "дереву в центре Кабула" продемонстрировал неслыханный любовный интерес - расхвалил его мало кем читанный (потому что неизданный) роман. Тут ведь все правильно рассчитано - никто не ответит. Я, конечно, Проханова тоже не читал. И потому говорить не буду. Но вот подписных денег жалко.
Кризис критики в том и заключается, что за премиальным процессом она литературы уже не замечает.
Она, критика, даже на обложки и суперы-пуперы теперь глядит под углом: дадут - не дадут и (значительно реже, но все-таки бывает) возьмут - не возьмут.
Даже Алла Латынина не устояла. И в "Литгазете", № 47 (сетевая версия - http://www.lgz.ru) опубликовала свои "Сумерки литературы", где рассуждает о десятилетнем Букере - вроде как и хороша премия, да все не тем и не за то дают.
Вообще-то сумерки случаются дважды в сутки - поутру и ввечеру.
Видимо, госпожа Латынина толкует о каком-то ином состонии литературы. Вроде бы и не темно, но мрачно и некому руку пожать - из премированных, конечно. И чего это Немзер про замечательное десятилетие толковал? Ничего замечательного и не было - а так, интеллектуальные игры вместо романов.
Так критика традиционно размеренная смыкается с оголтелой и бесноватой - интересно, что смычка происходит на почве отрицания самой мысли о том, что сейчас возможно что-либо ценное. Золотой телец литературы в сумерках выглядит грязной кошкой - и слава Богу! Иначе кто бы сказал нам всю правду про продажность литераторов?
Вдохновенье не только не продается, но и не премируется - продается и премируется результат. Понятно, что продается не за те деньги, а премии получают не те тексты. Был ли отмечен каким жюри Пушкин? Дали ли Букера Льву Толстому?..
И о чем тогда крик?
И не спрашивай, о ком звонит колокол - он звонит по звонарю, восхотевшего популярности. Дешевой.
Литература начинается тогда, когда забывают о звонарях и децибелах.
И тут я позволю себе замолчать. Ибо дальше - милые Пирогову банальности. Пусть поиграет с ними.