Запись тридцать первая:
ЧЕТВЕРТОЕ ДЕКАБРЯ В газете "Ex
Libris НГ", № 44 (сетевая версия - http://exlibris.ng.ru)
опубликованы "Декабрьские тезисы", которыми
редакция торжественно прощается со своим
пятилетним прошлым и намечает контуры будущего.
Будущего, надо полагать, светлого.
Литература - это технология.
А как насчет искусства?
Литпремии и культуртрегерская критика давно
уже варятся в собственном соку. Их вектор -
прошлое литературы (понимаемое часто как нечто
актуальное и настоящее), а нее ее будущее.
Рецензионное издание нового типа должно
возродить эту технологическую, конструктивную,
конструктивную тягу на уровне критических
высказываний о литературе.
Царь испугался - издал манифест. И чего это я
газетку сию выписываю уже столько лет? С ее
конструктивной тягой-то...
Ладно, не буду за слова цепляться. Манифест на то
и рассчитан, чтоб поражать воображение. А может,
чего попроще где скажут?
Рубрика - "Премии". Шапка - "Золотой телец
русской литературы". Три критика рассуждают о
том, что все премии какие-то кособокие, а в
литкритике кризис (ай, молодцы, - самокритично!), и
нужны литагентства.Газетка эта симпатичная
теперь и станет словно бы агентсовм и будто бы
экспертизой. Ну и на здоровье!.. Только... чего все
это так сердито проговаривается?
Особенно категоричен Лев Пирогов, которого уже
давно надо (от греха подальше) избрать либо в
Российскую академию наук, либо в редсовет
Большой российской энциклопедии - а то всех,
кроме Проханова, уже обругал, практикуя широкое
мышление и катание на моноцикле по чужим текстам.
Зато по отношению к "дереву в центре Кабула"
продемонстрировал неслыханный любовный интерес
- расхвалил его мало кем читанный (потому что
неизданный) роман. Тут ведь все правильно
рассчитано - никто не ответит. Я, конечно,
Проханова тоже не читал. И потому говорить не
буду. Но вот подписных денег жалко.
Кризис критики в том и заключается, что за
премиальным процессом она литературы уже не
замечает.
Она, критика, даже на обложки и суперы-пуперы
теперь глядит под углом: дадут - не дадут и
(значительно реже, но все-таки бывает) возьмут - не
возьмут.
Даже Алла Латынина не устояла. И в
"Литгазете", № 47 (сетевая версия - http://www.lgz.ru) опубликовала свои
"Сумерки литературы", где рассуждает о
десятилетнем Букере - вроде как и хороша премия,
да все не тем и не за то дают.
Вообще-то сумерки случаются дважды в сутки -
поутру и ввечеру.
Видимо, госпожа Латынина толкует о каком-то ином
состонии литературы. Вроде бы и не темно, но
мрачно и некому руку пожать - из премированных,
конечно. И чего это Немзер про замечательное
десятилетие толковал? Ничего замечательного и не
было - а так, интеллектуальные игры вместо
романов.
Так критика традиционно размеренная смыкается с
оголтелой и бесноватой - интересно, что смычка
происходит на почве отрицания самой мысли о том,
что сейчас возможно что-либо ценное. Золотой
телец литературы в сумерках выглядит грязной
кошкой - и слава Богу! Иначе кто бы сказал нам всю
правду про продажность литераторов?
Вдохновенье не только не продается, но и не
премируется - продается и премируется результат.
Понятно, что продается не за те деньги, а премии
получают не те тексты. Был ли отмечен каким жюри
Пушкин? Дали ли Букера Льву Толстому?..
И о чем тогда крик?
И не спрашивай, о ком звонит колокол - он звонит по
звонарю, восхотевшего популярности. Дешевой.
Литература начинается тогда, когда забывают о
звонарях и децибелах.
И тут я позволю себе замолчать. Ибо дальше - милые
Пирогову банальности. Пусть поиграет с ними.
|