___          $^^^^^^^^$                          
             Окно  |_|_|         $        $                          
     _____         | | |        |^|       $                          
    |  \  |        |_|_|       / * \      $                          
    |   | |                               @  осмотреться             
    |  [| |  в коридор                           __                  
    |   | |                                     |X | Сейф            
____|___|_|_____________________________________|__|_________________
                                                                     

 

Александр КАСЫМОВ

CКРИПКИ ЗИМНИХ СТОРОЖЕЙ

Сергей Самойленко. Неполное смыкание век. – Кемерово:
Кузбассвузиздат, 2000, 160 с.

Люблю стихи этого автора, но мне не нравится название книги. Не только потому, что не нахожу в нем диалектичности, а вижу манерную двойственность. Ну и что, что из-за неплотно прикрытых век можно видеть сразу и явь, и сны… Вон у Кальпиди была книжка с названием “Ресницы”. Ну и что хорошего в этом имени? Микронатурализм какой-то.
Три этажа названия сбивают с толку еще и тем, что указывают на какой-то там процесс (суффикс -аниj- означает длительность, протяженность) закрывания-открывания глаз, которого, по-моему, нет в книге.
Но вспомним житейскую мудрость: ребенок, как его ни назови, так и будет зваться – и поговорим о том, что есть под заглавием.
Новый сборник – третья книга Самойленко, но она включает в себя две предыдущие плюс некоторое наращение. Построен сборник в порядке, обратном хронологическому, что создает некоторые трудности для того, кто попытается охарактеризовать изменяющиеся художнические привычки автора в двух словах. Самойленко в разные времена был разным, впадал в разные крайности и по-разному “выпадал” из них. Единственное, что всегда было и есть при нем, с ним, в нем – нежелание различать лирику и эпику, выстраивать между ними стенки или хотя бы переходы. Стихотворное циклы у него – почти поэмная форма – вмещают в себя все на свете: и тяжкую думу о судьбе державы (страна дается панорамно: от Донбасса до Кузбасса, от Курил и Забайкальского ВО до, предположим, Арзамаса), и жалобу рекрута, и сводку погоды. Последнее есть, вообще-то говоря, сущностный момент. Поживите в резко континентальном климате – и вы поймете, что холод снаружи в сочетании с холодом внутри – есть нулевая метафизическая точка.
С другой стороны, этот автор в любое время года и суток готов признаться:

Жизнь не удалась, зато образуется хорей.

Его зима носит тотальный лирико-эпический характер.

Мне этот год не мил, мне этот город страшен.
Не колобродит кровь, не ворожит словарь.
Измором взят зимой, морозу сдан под стражу
В посмертную любовь, в пожизненный январь.

Как электрод в стекло, я вплавлен в этот холод.
Как стрекоза в янтарь, вживлен в хрустальный мед.
Пока стоит зима, я буду вечно молод.
Пока не тает лед, я буду вечно мертв.

Эпичность здесь в совпадении ощущения себя с ощущением страны, города, года. Эпичность, историчность книги Самойленко доходит до прямых (почти что аввакумовых, так как со ссылкой на протопопа) инвектив в адрес властителей и богов. Зима лирическая мешается с зимой конкретно временнОй (в России, кажется, всю историю – зима).
Мотив стражи и сторожей – тоже причудлив. Ибо, как следует из “Дембельского альбома”, автор отдал “священный долг Родине” именно в конвойных войсках. Таким образом, возникает, с одной стороны, дихотомия охранник – зэк, с другой – почти нерасторжимое единство того, кто сторожит, с тем, кого (что) охраняют (оно может держаться и на ненависти, и на любви).

Когда развесит ночь замки на всех дверях,
ночные сторожа выходят на работу
и в полукруг встают со скрипками в руках
на вверенных постах в составе полуроты.
Работа сторожей опасна и трудна.
Спокойна спит страна, но сторожа не дремлют,
их скрипки начеку, душа их холодна,
их абсолютный слух правопорядку внемлет.

Берусь утверждать, что это все – всерьез. Тут не ирония, а саркастичная серьезность автора. Ансамбль сторожей, исполняющий музыку сферы порядка, –здесь есть даже некоторое предвидение (сочинены стихи в годы позднего застоя). Наши скрипачи, пилящие смычками от партии власти на фоне глубокой душевной зимы, – возможно, их учили исполнительскому мастерству в консерваториях свободы. Хотя, может быть, здесь не организованность противостоит хаосу – один уровень хаоса другому.

Ужасный силы звук несется над землей,
играют скрипачи по инвентарной книге,
и вор-рецидивист, облившийся слезой,
в милицию идет, неся с собой улики.

Не дрогнула рука ночного скрипача.
Для Родины спасен огромный ящик мыла.
Злодей сошел с ума в присутствии врача.
А сторожа теперь играют в четверть силы.

Слава Богу, в стране нынче достаточно мыла, но партия сторожей становится все сильнее – и даже не в смысле защиты мыла от лихих граждан…
Интересно, что сторожа и садовники, по Самойленко, – из одного человеческого вида.

Если сад превращается в лес,
это значит, что запил садовник,
и тогда одичавший шиповник
разрастается ввысь до небес.

Одичание, конечно, вовсе не означает свободу.
Если дичает сад, значит – дичает садовник.
Запой (попытка бегства от себя – возможно, куда-то вбок) не освобождает садовника-стражника от ограничений, в рамки которых втиснут сад.Поэтому к концу стихотворенья –

Не за совесть, за волю цвести,
позабыв очередность цветенья,
за свободу стоять в оцепленье
и держать этот сад взаперти.

Ну, правильно – ты для себя лишь хочешь воли!

И держать этот лес под замком,
заключая в ограду конвоя,
чтобы лес, вырываясь на волю,
был заколот садовым штыком. –

вот это, мне кажется, уже некоторый перебор. Хотя перебор, в котором проступает советско-российское представление о свободе как форме послушания.
В другом стихотворении С. Самойленко снег уже боится падать, потому что дворник Калистрат наготове.
Тотальная зима не есть признак тотальной несвободы, а просто означает оторванность от мира, погруженность в застылость на краю вечного хаоса. Летне-весенние мотивы у этого поэта только уточняют красоту замороженности, добавляют света – дабы льды и льдинки заблестали.
Интонационно Самойленко широк. Прислушавшись, можно услышать и Есенина, и Заболоцкого, и даже Ивана Жданова. Он переосмысливает и настрой, и тематику предшествующей поэзии, дабы в лучших стихах заговорить своим особым – слегка простуженным – голосом. Часто наш автор нарывается на спор, почти на скандал, богохульствуя и описывая похмельное состояние. Ничто не ново под луной, да и этот стихотворец если и гонится за новизной, то не в словах, а в их сочетаниях с бытом-бытием-жизнью.
Наверное, это и есть провинциальность – такое вот безоглядное желание сочесть слово со всем и даже вычесть слово из всего…
Может быть… Может быть…
Но тогда я за провинциальность.