Александр АГЕЕВ
ЗИМНИЕ СТАНСЫ В ПРОЗЕ
ФРАГМЕНТ
Зима. Что делать…
Пушкин
1.ХАНДРА
Жизнь в Росси никогда не была особенно уютна.
Сейчас, помимо всего прочего и несмотря на
предсказуемость, она стала еще и скучновата. Все
правильные слова сказаны и не услышаны, все
разумные проекты внесены и отвергнуты. Авторы
слов и проектов, гордые и печальные вышли вон.
Кто-то молча, кто-то – хлопнув дверью.
На поверхности продолжается судорожная,
эпилептическая суета. Беспорядочная стрельба и
нелепые указы изредка взбадривают общественный
азарт, но темперамент игроков и болельщиков уже
не тот, что прежде.
Главным делом огромной страны стало ожидание. И
это не привычное ожидание чуда о пяти хлебах. Это,
без сомнения, ожидание развязки. Любой.
Очень похоже на очередь к онкологу – очередь
длинная, и потому скучно, хотя и страшно. И чем
дольше страшно – тем больше скучно.
Где вы, гости с Запада, утешавшие нас так
трогательно и осторожно: дескать, жить у вас
трудно, но весело? Впрочем, бог с ними, с гостями,
потому что не только ведь страшно и скучно – еще
и стыдно.
Либеральная интеллигенция хандрит. Это вот что
означает: идет, например, серьезный
духовно-практический разговор. Тонус высокий,
проблемы важные, перспективы обнадеживающие. И
вдруг, посреди разговора, в какой-нибудь
случайной паузе вспухает тусклое облако как бы
нервно-паралитического газа и – пропади все
пропадом! О чем это мы? О новом журнале? О
Солженицыне? О проекте новой российской
конституции? Но ничего этого нет, клубится
какой-то грязный пар, и под ногами кислая слякоть.
Хандра.
Хандрить в столь великие времена как-то
неприлично. Хочется скрыть это малопочтенное
состояние духа. Впрочем, для самоопределения
можно и хандру подвергнуть анализу, разложить на
составляющие и назвать их вполне приемлемыми с
точки зрения важности переживаемого момента
именами. Можно, например, поговорить о тревоге за
судьбу непоследовательного и противоречивого
момента, идущего в России, о том, как мало
отпущено ему времени. Тревога – штука
неизъяснимо благородная. Можно даже сказать о
страхе – нет, не за себя, конечно же, – о страхе
перед неизбежными муками, которые суждено
претерпеть многострадальному народу на
избранном пути. Можно, наконец, сорваться гневом
на негодяев, сующих палки в колеса прогресса,
выразить презрительную жалость к дуракам,
ложащимся на рельсы. И т.д. и т.п.
Все это хорошо звучит на площади, пристойно
смотрится на газетной или журнальной полосе, –
словом, там и тогда, где и когда человек пребывает
в спецодежде (бронежилете?) такой еще пока новой у
нас, такой волнующей кровь публичности.
А лично, сокровенно, наедине с самим собой
испытываешь – что же врать! – вот это самое:
унизительную апатию, малодушную
(“пропади-оно-все-пропадом”) хандру. Причем она,
бывает, ничуть не мешает самой что ни на есть
лихорадочной деятельности. Настолько не мешает,
что думаешь: уж не стимулирует ли ее? То есть
пишутся статьи, говорятся речи, принимаются
законы, рождаются партии и декларации, а внутри, в
полости, все быстрее расширяющейся, – тихонько
ноет: “Неужели опять все зря?” Впрочем, уже и
вслух, все громче, а особо темпераментные
непатриотично добавляют: “Проклятая страна!
Гиблое место!”
В самом деле. Где твердь среди этой хляби? На что
опереться, с какого утеса продекламировать
любимое из Лютера и Мандельштама: “Я здесь
стою…”?
<…>
Решительно не что опереться. И
потому все ждут развязки, все торопят счетную
комиссию. Прогрессивные тележурналисты,
зеленоватые от бессонницы, смотрят в казенную
камеру с тихой укоризной и нетерпением. <…>
Апокалипсис разобран на цитаты.
Поучительно помахивая перстами перед носом друг
у друга, его вдохновенно перевирают идейные
противники, ходившие в один детский сад. Увидим
ли митинги под лозунгом “Пусти серп свой и
пожни!”?
Но вот ведь в чем главный фокус – ожидая развязки и цитируя
Апокалипсис, больше иного прочего все боятся
догадки о том, что ничего по-настоящему
серьезного и переломного так и не случится, о том,
что огромное и сырое тело этой страны будет гнить
безобразно и долго, потому что сил только и
осталось на бездарные танковые маневры,
парализуемые ангельским демократическим хором.
О том, что в обозримом историческом будущем – ни “мы их”, ни
“они нас”…
Догадка, в самом деле, ужасная,
обессмысливающая жизнь нескольких поколений,
превращающая недавнюю эйфорию в трагический
фарс. Тоже мне, “минуты роковые”, растянутые на сто лет… Знали бы,
начиная, – харчей припасли бы…
Отсюда –
коварный соблазн –
подтолкнуть историю. Бросить какой-нибудь
необыкновенный лозунг, за которым пойдут все.
Создать какую-нибудь
супер-экстра-демократическую партию на десять
миллионов персон, чтобы она сказала, наконец,
веское последнее слово могучим партийным басом.
Чтобы она трудовой, мозолистой рукой… ну, и так
далее. Многоточие.
Как тяжко, с другой стороны, уходить с карнавала в
боковые тихие улицы, с вершин творящейся на
глазах истории – в скучные
долины “частной жизни”, тем более, что в долинах
темно, мусорно и неуютно. За шесть лет карнавала
все отвыкли ходить прямо, говорить тихо и читать
толстые книги. Последнее смешнее всего, потому
что и сыр-бор разгорелся из-за толстых книг. Все
шесть лет эти самые толстые книги прилежно
издавались, и вот они стоят на полках – красивые,
дорогие, нечитанные, а в зубах у алчущего
интеллигента тощий еженедельник с очередной
порцией общеобязательного нынче – что делать…
Опубликовано полностью в
журнале “Синтаксис ”, 1991, № 30.
На нашем сайте вывешивается с любезного
разрешения автора.
|