в коридор                                         
                      ___                                            
                     |   |                      @                    
                     | R |           \ * /      $  осмотреться       
                     |___|            | |       $                    
                                       $        $                    
_______________________________________$________$____________________
                                                                     

 

 

Дмитрий КОНСТАНТИНОВ

р

В любой формальной системе,
содержащей арифметику натуральных чисел,
можно сформулировать утверждение,
которое в этой системе нельзя ни доказать, ни опровергнуть.
Теорема Гёделя

Некий конечный объект, который можно было бы назвать “существом” (так называемая “одушевленность” плюс способность оперировать во второй сигнальной системе) однажды стал составлять нижеследующий текст.

Необходимое маленькое предисловие. На самом деле, я где-то это уже читал. Доказательство существования бесконечности. Одно из доказательств. Конечное - означает имеющее границу. Граница – это, упрощая и применительно к понятию пространства, точка, или линия, или плоскость (соответственно для линии, поверхности или объема, и далее по принципу n + 1), означающая предел. Она конец одного и начало другого. За ней начинается нечто другое, иначе она бы не существовала. Это другое, разумеется, тоже существует, постольку, поскольку существует граница. К имеющемуся всегда можно прибавить единицу. Поэтому граница означает лишь изменение качества, но не прекращение мира. Она, следовательно, не абсолютна. Она условна.

Это вообще-то ни к чему. Всем понятно и так, что мир бесконечен. Иное противоречит логике, математике, многим другим научным дисциплинам, и даже тому, что мы называем “нравственным чувством”. Наше нравственное чувство и прочие чувства требуют вечной жизни, то есть бесконечности. Мы не приемлем смерти. Следовательно, жаждем бесконечности.

Главное вот что. Если мир бесконечен, любая невообразимо ничтожная вероятность также превращается в бесконечность. Ничтожная вероятность существования такого же объекта, как я, в бесконечности превращается из вероятности в действительность. Это значит, что где-то существует бесконечное множество таких же миров, таких же существ, оперирующих во второй сигнальной системе. Они повторяются. Повторяются бесконечно. И в том же варианте, и в других. В бесконечном множестве вариантов.

Одни нам все время долбили, что мир материален. И потому объясним. “Граница”, “множество”, “конечность”, “дискретность” - понятия из области материального и логического. Я тоже исхожу из материальности мира.

Критики материального утверждают, что ему противостоит якобы идеальное. Снова ДВА. Материальное и идеальное. Или, если угодно, плюс и минус. Снова числа. Но числа – это тоже материальное. Они ведут свое происхождение от факта существования объектов как неких изолированных структур, отличающихся от окружающего. Если мы характеризуем идеальное числом, единицей хотя бы, мы тем самым признаем его материальность. Таким образом, идеального не существует.

“Вторая сигнальная система”. Раз мир бесконечен, существует и бесконечное множество структур и понятий. Это относится и к понятию сигнальных систем. Мы сообщаемся при помощи текста, но если есть и другие сигнальные системы, значит, общение возможно как-то иначе. Впрочем, это отдельная тема. Не надо в сторону.

Возвращаясь к вариантам. Существует бесконечное множество таких же существ, как и я. Бесконечное множество с такой же судьбой, и бесконечное множество с другими судьбами. Значит, бесконечное множество таких же существ пишут такой же точно текст. А другие множества существ пишут другие тексты. Или совсем ничего не пишут.

Нельзя не сказать и о “Боге”. Когда мы говорим БОГ, мы подразумеваем конечное. Само понятие – бога, или любого другого объекта или понятия определяется чем-то конечным. Означающее должно быть тождественно означаемому, не так ли? Если оно означаемое, значит, поддающееся обозначению, описанию, определению. Но то, что этому поддается, не может не быть конечным. Если бы оно было бесконечным, он было бы неопределимо. Определение может быть сколь угодно большим и точным, но если определяемое бесконечно, любое определение стремится к нулю, к ничтожности, и, следовательно, не может быть таковым. Бог, по определению, некое подобие существа или просто объекта. Сказано же: бог создал человека по своему образу и подобию. Но человек – конечен, он имеет границы, очерченные его телом. Как и любой объект. Следовательно, бог тоже имеет границы, то есть, он конечен. Поскольку он конечен, то он не может быть всемогущим. Поскольку он не всемогущ, то, следовательно, он не бог. Ведь бог по определению всемогущ. Вот истина, против которой нечего возразить.

Если же предположить, что бог сам приписал себе свойство быть конечным, чтобы его можно было представить (поскольку представить бесконечное невозможно, ибо представляет мозг, который тоже конечен), чтобы в него можно было поверить, или там “понять”… А что, это оправданно! (Развить эту мысль дальше).

Итак, “бог” не может быть объектом. Объект это ведь тоже конечное. Тогда что он? Тоже одна из бесконечностей? Но и в таком случае он не всемогущ, поскольку понятие “один” тоже конечно. Следовательно, существует бесконечное количество “богов”.

Раз неких объектов существует бесконечное множество, их значимость не просто стремится к нулю, она и есть ноль. Это касается как бога, так и всех прочих существ, то есть неких конечных структур. Итак, все они – ноль, то есть ничто.

Таким образом, я прихожу к выводу, что не существует ничего.

Тем не менее, я пишу. Я наслаждаюсь. Я страдаю. Я дышу. Я поедаю. Я испражняюсь. Я взвизгиваю. И прочее разное. Наверно, в моих рассуждениях есть какой-то прокол, нарушены какие-то логические правила. Если не существует ничего, тогда что я такое? Если мои “мысли”, “слова”, “движения” поддаются описанию, значит, они конечны. А это противоречит тому, о чем сказано выше.

В таком случае я не могу понять смысл существования конечных объектов. Я – конечный объект, потому мне непонятен смысл моего существования.

Такая вот труха. Вселенская труха из объектов, стремящихся к нулю. Из конечных объектов составлена бесконечность? Ничего не понимаю.

На этом текст обрывается.