Роберт
ДАВЛЯЕВ
ЗАВИДУЯ
ДИОГЕНУ
Мастер
игры со ставкой на черепицу
станет волноваться при
игре
на серебряную застёжку
и потеряет рассудок при игре на золото.
Искусство одно и то же,
но стоит появиться ценному -
внимание перейдет на внешнее.
Внимание же к внешнему всегда притупляет
внимание к внутреннему.
ДРЕВНЯЯ ДАОССКАЯ ПРИТЧА
Что такое черепица?
Черепица - это просто черепица, осколок разбитой
глиняной посуды, совершенно не имеющий никакой
ценности. Трудно найти вещь более никчемную и
ненужную, чем черепица. Поэтому при игре со
ставкой на нее внимание игрока никогда не
отвлекается лишними мыслями о проигрыше или
выигрыше. Ценность игры - в самой игре. А хороший
игрок, прекрасный игрок растворится в игре - и
невозможно будет сказать, где кончается участник
игры и где начинается сама игра. Игрок и игра
будут едины. И перед нами воссядет не просто
играющий человек, а Мастер игры.
Но стоит появиться ценному, стоит появиться
золоту в качестве ставки, как в то же мгновение
единство игрока и игры нарушится. Игрок будет
думать только о золоте, игра в свою очередь
потеряет игрока, а золото... золото будет само по
себе, равнодушное и к игре, и к игроку. Образно
говоря, появится покойник, разлагающийся на
отдельные элементы. Хотя совсем недавнно здесь
был живой организм, в котором все компоненты были
едины и выполняли общую задачу - задачу жизни.
Ведь жизнь - это свободная, ничем не ограниченная,
ничем не озабоченная игра, жизнь - это
бесконечное удовольствие от игры. Пусть не
поддержит меня большинство серьезных читателей,
когда я буду превозносить ценность жизни только
как игры. Зато я совершенно уверен, что со мной
согласится любой ребенок, который пока еще не
простился с детством. Потому что дети, в отличие
от взрослых, - естественней, ближе к самим себе и к
своей первоначальной природе. Они могут часами
играть и на черепицу и с
черепицей. Их можно назвать настоящими
прирожденными мастерами игры. Для них важен не
какой-то отвлеченный холодный результат, а сам
процесс - процесс самовыражения, процесс жизни,
процесс творчества. Я бы сказал даже, что дети -
это маленькие боги, создающие мир заново, по
своему неподражаемому сценарию.
Но взрослые, злоупотребляя своим взрослым
преимуществом, убеждают своих чад, что они вовсе
не боги, а люди; причем не такие, как все а
необыкновенные люди, у которых должны быть и необыкновенные
ценности, что играть на обыкновенную черепицу
смешно и глупо. И если все-так играть, так лучше уж
играть на золото или в крайнем случае - на
серебро...
Золото и серебро в древней притче - не
обязательно металлы благородной группы. Под
золотом здесь можно подразумевать любые
неестественные, искусственные ценности (с
положительным или отрицательным знаком) -
материальные, духовные, традиционные, семейные и
прочие, которые всячески навязываются человеку с
самого рождения, да так тотально, что восприятие
жизни как игры постепенно заменяется на
восприятие жизни как заданной определенной
задачи. Притягательность и значение живой игры
незаметно тускнеет - и маленький человечек
остается за частоколом задубевших подобно
трупам ценностей, некоторыми из которых он
даже начинает любоваться, других - страшиться, не
понимая, что до конца дней свох заключен в тюрьму
самого строгого режима, где он сам себе является
и охранником, и осужденным.
Вернемся однако к притче...
Мастер игры со ставкой на черепицу станет
волноваться при игре на серебряную застежку и
потеряет рассудок при игре на золото. Искусство
одно и то же, но стоит появиться ценному - и
внимание перейдет на внешнее...
Искусство одно и то же, но стоит появиться
ценному - и внимание перейдет на внешнее. Вот
человек пока еще полностью жив, вся жизненная
энергия при нем, и он - Мастер игры. Но появилось
во внешнем нечто ценное, требующее предельного
внимания - и жизненная энергия, вместо того, чтобы
циркулировать в естественном замкнутом
пространстве человеческого сердца, впустую
проливается на это нечто условно ценное,
оставляя человека все более опустошенным и
несчастным.
В Древней Греции жили два великих человека:
знаменитый философ Диоген и знаменитый
военачальник Александр Македонский. Македонский
всю жизнь воевал и мечтал завоевать весь мир.
Диоген вообще ничего не делал, просто жил или
иногда - размышлял. И если и мечтал о чем-то, то
только о том, чтобы освободиться от всех вещей,
которые мешали ему просто жить. Они были
современниками и даже были знакомы. Диоген
постоянно надсмехался над великим Александром и
его глупой и никчемной затеей завоевать весь мир.
В свою очередь Македонский тоже не оставался в
долгу: он иногда посылал знаменитому философу
обглоданные кости со своего царского стола,
подчеркивая этим чрезмерную отрешенность
Диогена от элементарных благ цивилизации.
Однако, по свидетельству историков, этот
могущественный правитель, наделенный
фантастической властью и имеющий несметные
сокровища, завидовил нищему Диогену,
владеющему только самим собою и старой бочкой
для ночлега. Диогену не надо было завоевывать
весь мир, ему некуда было спешить, он всегда был
на своем месте, у самого себя, и мог наслаждаться
теми мелкими незаметными вещами, на которые
другие люди, в погоне за чем-то призрачным и
несбыточным, уже не обращали внимания.
Известен такой эпизод из жизни великого
философа. Однажды ранней весной он грелся на
солнышке. Император Александр, проезжая мимом,
решил остановиться и навестить его. И вот,
сопровождаемый огромной свитой, приблизился и
промолвил: "Проси, что хочешь!" Хорошее
настроение бывает и у императоров... Диоген же,
даже не обернувшись, ответил: "Пожалуйста,
отойди в сторону и не заслоняй мне солнце".
Найдется ли сегодня хотя бы один человек,
дейтвительно владеющий самим собой и не отдавший
себя во власть вещей или какой-нибудь навязчивой
идеи? Найдется ли сегодня хотя бы один человек,
умеющий наслаждаться жизнью, как Диоген? Вряд ли.
Все былые мастера игры на черепицу потеряли
рассудок при игре на золото. Внимание к внешнему
притупило их внимание к своему внутреннему...
|