в коридор                                         
                      ___                                            
                     |   |                      @                    
                     | R |           \ * /      $  осмотреться       
                     |___|            | |       $                    
                                       $        $                    
_______________________________________$________$____________________
                                                                     

 

 

Роберт ДАВЛЯЕВ

ЗАВИДУЯ ДИОГЕНУ

Мастер игры со ставкой на черепицу
станет волноваться при игре
на серебряную застёжку
и потеряет рассудок при игре на золото.
Искусство одно и то же,
но стоит появиться ценному -
внимание перейдет на внешнее.
Внимание же к внешнему всегда притупляет
внимание к внутреннему.
ДРЕВНЯЯ ДАОССКАЯ ПРИТЧА


Что такое черепица? Черепица - это просто черепица, осколок разбитой глиняной посуды, совершенно не имеющий никакой ценности. Трудно найти вещь более никчемную и ненужную, чем черепица. Поэтому при игре со ставкой на нее внимание игрока никогда не отвлекается лишними мыслями о проигрыше или выигрыше. Ценность игры - в самой игре. А хороший игрок, прекрасный игрок растворится в игре - и невозможно будет сказать, где кончается участник игры и где начинается сама игра. Игрок и игра будут едины. И перед нами воссядет не просто играющий человек, а Мастер игры.
Но стоит появиться ценному, стоит появиться золоту в качестве ставки, как в то же мгновение единство игрока и игры нарушится. Игрок будет думать только о золоте, игра в свою очередь потеряет игрока, а золото... золото будет само по себе, равнодушное и к игре, и к игроку. Образно говоря, появится покойник, разлагающийся на отдельные элементы. Хотя совсем недавнно здесь был живой организм, в котором все компоненты были едины и выполняли общую задачу - задачу жизни.
Ведь жизнь - это свободная, ничем не ограниченная, ничем не озабоченная игра, жизнь - это бесконечное удовольствие от игры. Пусть не поддержит меня большинство серьезных читателей, когда я буду превозносить ценность жизни только как игры. Зато я совершенно уверен, что со мной согласится любой ребенок, который пока еще не простился с детством. Потому что дети, в отличие от взрослых, - естественней, ближе к самим себе и к своей первоначальной природе. Они могут часами играть и на черепицу и с черепицей. Их можно назвать настоящими прирожденными мастерами игры. Для них важен не какой-то отвлеченный холодный результат, а сам процесс - процесс самовыражения, процесс жизни, процесс творчества. Я бы сказал даже, что дети - это маленькие боги, создающие мир заново, по своему неподражаемому сценарию.
Но взрослые, злоупотребляя своим взрослым преимуществом, убеждают своих чад, что они вовсе не боги, а люди; причем не такие, как все а необыкновенные люди, у которых должны быть и необыкновенные ценности, что играть на обыкновенную черепицу смешно и глупо. И если все-так играть, так лучше уж играть на золото или в крайнем случае - на серебро...
Золото и серебро в древней притче - не обязательно металлы благородной группы. Под золотом здесь можно подразумевать любые неестественные, искусственные ценности (с положительным или отрицательным знаком) - материальные, духовные, традиционные, семейные и прочие, которые всячески навязываются человеку с самого рождения, да так тотально, что восприятие жизни как игры постепенно заменяется на восприятие жизни как заданной определенной задачи. Притягательность и значение живой игры незаметно тускнеет - и маленький человечек остается за частоколом задубевших подобно трупам  ценностей, некоторыми из которых он даже начинает любоваться, других - страшиться, не понимая, что до конца дней свох заключен в тюрьму самого строгого режима, где он сам себе является и охранником, и осужденным.
Вернемся однако к притче...
Мастер игры со ставкой на черепицу станет волноваться при игре на серебряную застежку и потеряет рассудок при игре на золото. Искусство одно и то же, но стоит появиться ценному - и внимание перейдет на внешнее...
Искусство одно и то же, но стоит появиться ценному - и внимание перейдет на внешнее. Вот человек пока еще полностью жив, вся жизненная энергия при нем, и он - Мастер игры. Но появилось во внешнем нечто ценное, требующее предельного внимания - и жизненная энергия, вместо того, чтобы циркулировать в естественном замкнутом пространстве человеческого сердца, впустую проливается на это нечто условно ценное, оставляя человека все более опустошенным и несчастным.
В Древней Греции жили два великих человека: знаменитый философ Диоген и знаменитый военачальник Александр Македонский. Македонский всю жизнь воевал и мечтал завоевать весь мир. Диоген вообще ничего не делал, просто жил или иногда - размышлял. И если и мечтал о чем-то, то только о том, чтобы освободиться от всех вещей, которые мешали ему просто жить. Они были современниками и даже были знакомы. Диоген постоянно надсмехался над великим Александром и его глупой и никчемной затеей завоевать весь мир. В свою очередь Македонский тоже не оставался в долгу: он иногда посылал знаменитому философу обглоданные кости со своего царского стола, подчеркивая этим чрезмерную отрешенность Диогена от элементарных благ цивилизации. Однако, по свидетельству историков, этот могущественный правитель, наделенный фантастической властью и имеющий несметные сокровища, завидовил нищему Диогену, владеющему только самим собою и старой бочкой для ночлега. Диогену не надо было завоевывать весь мир, ему некуда было спешить, он всегда был на своем месте, у самого себя, и мог наслаждаться теми мелкими незаметными вещами, на которые другие люди, в погоне за чем-то призрачным и несбыточным, уже не обращали внимания.
Известен такой эпизод из жизни великого философа. Однажды ранней весной он грелся на солнышке. Император Александр, проезжая мимом, решил остановиться и навестить его. И вот, сопровождаемый огромной свитой, приблизился и промолвил: "Проси, что хочешь!" Хорошее настроение бывает и у императоров... Диоген же, даже не обернувшись, ответил: "Пожалуйста, отойди в сторону и не заслоняй мне солнце".
Найдется ли сегодня хотя бы один человек, дейтвительно владеющий самим собой и не отдавший себя во власть вещей или какой-нибудь навязчивой идеи? Найдется ли сегодня хотя бы один человек, умеющий наслаждаться жизнью, как Диоген? Вряд ли. Все былые мастера игры на черепицу потеряли рассудок при игре на золото. Внимание к внешнему притупило их внимание к своему внутреннему...