Александра
ЛАВРОВА
Ни слова
об Окуджаве
Первый год в Москве начался
для нас с коровьего бешенства. На заборах
красовались кровавые афиши с белым пятном
антирекламы: “А быка спросили?” К кому бы мы с
сыном ни приходили в гости, везде шли споры.
Взрослые интеллигентные люди говорили не о
театральной олимпиаде, водители - не о ценах на
бензин, учителя - не о предстоящем первом
сентября, а продавцы мяса – не о смертоносной
европейской бацилле. Все говорили о том, можно ли
позволить проводить на московской земле (в
христианской стране) корриду, как Лужков мог
позволить, а потом – как мог запретить и кто
будет платить неустойку. Животрепещущая коровья
проблема обсуждалась на кухнях и в гостиных, а
может быть, после нашего ухода - и в спальнях,
грозя вызвать гражданскую войну в каждой
отдельно взятой семье. Нажмешь на радиокнопку –
опять та же шарманка. Давно такого сплочения
народа не приходилось наблюдать… Может, коррида
– та самая вожделенная национальная идея?
А мы сняли квартиру неподалеку от Арбата и, не
стесняясь, с удовольствием каждый вечер ходили
по нему гулять. Москвичи говорили: какая гадость,
убили Арбат, во что он превратился, убожество, он
теперь не для москвичей - для лопухов
провинциалов и иностранцев, которых там
лохотронят. Видел бы Окуджава… (Как будто бы он
не успел увидеть.)
Мы были готовы верить, что Арбат мог быть
религией. Это не мешало нам на нынешнем получать
удовольствие - было интересно, забавно. И лукавые
зазывалы и вовлекалы казались актерами
отделенного от нас четвертой стеной
представления, такими же, как страшноватый
Пушкин со злобноватой дылдой Натальей
Николавной, или плоские восточные люди с меню
кабака в бумажных руках, или сусальная принцесса
Турандот на фонтане, как будто иголку
проглотившая. А маршрут наш пролегал к корове.
Рядом с кондитерской “Му-му”
должен был бы стоять угрюмый мужик с собачкой, но
когда-то совершенная с конфеткой ошибка имеет
все новые продолжения. Название кафе, например.
Или вот, бог весть, какие, гипсовые, что ли,
раздутые бока черно-белого пятнистого окраса,
которые пытались обхватить ногами
многочисленные дети в возрасте от пяти и выше
лет. Мой десятилетний сын был среди них далеко не
самым старшим. Забраться на корову было нелегко.
Опытному статуелазу (позади - покорение
страшного животного монумента Церетели в
зоопарке) удалось это не сразу. После
многочисленных неудачных штурмов он вспомнил
про Суворова и смекалку. Обозрев огромную тушу
добродушного монстра со стороны, мальчик
разработал способы покорения. Сначала попытался,
подпрыгнув, уцепиться руками за рога,
подтянуться, обнять шею животного ногами и
резким круговым рывком оседлать ее. Потом обошел
с тыла и, взяв хвост в суровый захват,
одновременно оттолкнувшись от земли,
взлетел-таки на спину. Полежал, переживая
счастливый миг победы, и сел.
А уже через минуту благородно помогал младшим
собратьям, объясняя, как действовать, и подавая
сверху руку помощи приплясывающим на земле от
нетерпения неудачникам, среди которых были и
вполне прикинутые чистюли, и
оборвыши-попрошайки… В общем, корова была детьми
любима, и мы к ней ходили часто, в любое время года
и суток, даже когда переехали на юго-запад Москвы.
Пока однажды не обнаружили, что она исчезла. А
рядом идут какие-то строительные работы. Ну –
работы и работы, подумали мы. Закончатся – вернут
нашу мумушку.
Когда среди строительных работ возникла
фигура, замотанная в полиэтиленовую пленку, еле я
сдержалась от озвучивания ехидного сравнения.
Было в этой фигуре что-то неприличное – очень уж
напоминала член в упаковке. Потом оказалось, что
не только мне. Забежавший приятель,
жизнерадостный, умный и толстый, пожаловался, что
его за аналогичную шутку чуть не прибили
продвинутые театральные художники, принимавшие
какое-то деятельное участие в обустройстве
статуи. И открыл мне инкогнито командора.
Оказалось – Булата решили вернуть на Арбат.
Хорошо хоть без гитары, подумала я. А то был бы
беременный член в упаковке.
В день открытия памятника мы с приятелем сидели
и смотрели на часы – ехать - не ехать. Обоим
хотелось написать про открытие в газеты и
получить гонорары. Оба понимали, что если поедем,
может это кончиться нехорошо. В иррациональных
тайниках души плескалось раздражение, которое
могло привести к безобразному публичному
скандалу. Предчувствовались совковые слова
представителей власти и медоречивые репортажи, в
которых не нашлось бы места возмущенному слову
про неэтичное поведение журналистов Л. и С. Так
что – ни гонораров, ни славы безобразное
поведение не сулило.
Нужны памятники. Кому-то - чтобы себя позарез
под Лениным чистить, кому-то - в пьяном виде на
Маяковского карабкаться. Статуелазание в России
– отнюдь не только детская забава. Или на кого
Пильняк залезал в ночи? На Пушкина? Вот и в постъядерном
постмосковском пространстве Татьяна Толстая
заставила героев изваять деревянного болвана с
надписью “Пушкин”. Стоит же на перекрестке
маленький Высоцкий, раскинув ручки навстречу
потокам машин. Чем Окуджава хуже? Все мы в разных
уголках необъятной нашей родины с окуджавовской
пластинкой, староарбатскою грустинкой годами
прятали шиш в карман. Не спросили Окуджаву? А ведь
говорят, человек сам выбирает, где ему родиться –
у кого, в какое время, в какой стране. А значит, и
на какую улицу вернуться после смерти. Пусть
стоит. Вот только корову жалко. Теперь ее точно не
вернут. Этот объединявший в акробатическом
порыве детей улицы китч не должен
компрометировать своим соседством любимого
народом барда.
Почему-то не только сыну, но и мне расхотелось
ехать гулять по Арбату.
9 Мая мы с приятелем, не
сговариваясь, купили по бутылке водки. Сели на
кухне играть в карты. Вместе с непьющим по
причине нежного возраста моим сыном. Проигравший
делал всякие глупости – бегал на четвереньках,
мяукал, опускал голову в ванну, наполненную
холодной водой. Потом мальчик ушел смотреть
телевизор, а мы после каждой рюмки пели
военно-патриотические песни. Сразу договорились,
что Высоцкого с Окуджавой не берем и ни про чьи
дни рождения не вспоминаем. Когда спели и про
печурку, и про поляночку, и про праздник со
слезами, кажется, все уже спели, мой сын вернулся
и вспомнил: “Пули летят, пули… солдаты сидят в
окопах. Солдаты читают почту”. Ну и т. д. “Но
вообще-то, она не подойдет, - сказал он. – В ней и
пули уничтожаются, и письма, и люди”. Нет, сказала
я. Нет.
Однажды, когда ты был совсем маленький, а
бабушка была жива, ты уже не помнишь, мы с тобой
возвращались поздно вечером домой. Шел дождь.
Было темно и холодно. Неважно было. Ты спел про
эти пули все от начала до конца и очень похоже,
чем меня весьма удивил – не любил ведь ты петь
никогда. А потом, смеясь, сказал: какая бабушка
глупая, слушает эту песню и плачет. Я ей говорю:
это не по правде. А она плачет. Я не стала тогда
ничего тебе говорить, но долго вспоминала
бабушкины рассказы: как ее с новорожденной
Любочкой взяли в заложники в Нальчике, заперли в
сарай с огромной толпой местных жителей всех
возрастов и полов, как ночью город освободили
наши солдатики, замок с сарая сбили и убежали. Как
все долго боялись выходить, потому что
продолжалась стрельба. Как вышли – светало. Было
тихо. Вся улица, ведущая к сараю, была покрыта
убитыми. Вокруг них ходили уже голодные собаки.
Бабушка шла, прижав Любочку к груди, и
заглядывала в лица мертвых. Наши были оборванные,
худые, низкорослые мальчики. Немцы были высокие,
красивые, белокурые, голубоглазые, сытые и тоже
мальчики. И она плакала над теми и другими. А
потом много лет, по ночам просыпаясь, я слышала,
как дедушка кричал на бабушку: “Как ты их можешь
жалеть – они враги!” А она плакала и говорила:
“Они мальчики. Они сидели в окопах и ждали писем.
Наших быстро похоронили, а они еще лежали”. А
сейчас бабушка умерла, и никто, никогда, на всем
свете, может быть, уже не заплачет, слушая эту
песню.
И я спела “Пули летят, пули”. А потом мы хором
спели народную любимую песню “Так значит, нам
нужна одна победа, одна на всех, мы за ценой не
постоим, одна на всех, мы за ценой не постоим…” |