Перечитывая заново
1
Программы развития нынче в
большой моде – и краткосрочные, и
стратегические; всякий сколько-нибудь заметный
начальник считает своим долгом обзавестись
собственною группой экспертов, которые бы
выдумали ему какой ни на есть алгоритм… В
частности, некая группа товарищей – социологов,
психологов и экономистов, пригревшихся в Нижнем
Новгороде под крылом самого молодого и
перспективного российского ППП (полномочного
представителя президента) Сергея Кириенко –
вздумала, говорят, между делом разыскать
архетипический сценарий развития России в
наследии Александра Пушкина, который, как
известно, наше всё… Самыми перспективными
сюжетами были признаны три.
Первый сценарий – “Капитанская дочка”.
Молодой Петруша Гринев – это Владимир Путин; его
главный оппонент Швабрин – Березовский, который
сперва с Путиным дружил и всячески его
поддерживал, а потом стал строить козни… Ну а
Маша – ясное дело, Россия.
Второй сценарий – “Дубровский”, со всеми
коннотациями, которыми обогатил его не так давно
Борис Гребенщиков, который, конечно, тоже ежели
не пророк, то уж несомненный угадчик (а что с
Пушкиным его не сравнить – так в Библии тоже
имеются пророки большие и малые):
В тяжелый для Родины час
над нами летит его аэроплан,
красивый как иконостас –
и пишет, и пишет…
Красавец Дубровский в этом сценарии – это
Владимир Путин, старик Троекуров, помпадур и
самодур – Борис Ельцин… Ну а Маша – ясное дело,
Россия.
Но самым богатым и перспективным
представляется третий сценарий – “Сказка о
мертвой царевне и о семи богатырях”, даже ежели
учесть, что разрабатывался он с явной оглядкою на
заказчика (кто такие семь богатырей – семь
румяных усачей, телохранителей и
душеприказчиков мертвой царевны, в общем,
понятно). Впрочем, подробностей оригинального
нижегородского сценария нам разузнать не
удалось – да не больно-то и хотелось; у Пушкина
ведь и в самом деле все написано, нужно только
прочесть как следует.
2
С самого начала
взаимоотношения царя (Бориса Ельцина) и царицы
(вверенной его попечению державы) рисуются тут с
эпическою простой:
На него она взглянула,
Тяжелешенько вздохнула,
Восхищенья не снесла
И к обедне умерла.
Впрочем, накануне царица успевает родить
дочь-царевну – по-видимому, новую Россию…
Долго царь был неутешен,
Но как быть? и он был грешен;
Год прошел как сон пустой,
Царь женился на другой.
Самое пикантное, что под новою царицей можно
при желании подразумевать кого угодно – хоть
завистливую Америку, хоть всю западную Большую
семерку, хоть Олигархию-семибанкирщину, хоть
даже саму Демократию – это исключительно дело
вкуса и политических убеждений… Главное – ей в
приданое дано было зеркальце одно…
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело.
С ним одним она была
Добродушна, весела…
И покуда это масс-медиа рассказывало мачехе,
какая она вся из себя евроматреха и топ-модель,
молодая царевна, хотя и в некотором запустении (“тихомолком”),
прозябала своим чередом:
Белолица , черноброва,
Нраву кроткого такого,
И жених сыскался ей –
Королевич Елисей…
Вроде бы все складывается недурно: глядишь, и
герой на сцене вот-вот появится. Но тут наступает
ломовой момент: продажное ТВ сдает молодую
царевну мачехе: дескать, она-то всяко покруче
тебя будет. Тут мачеху перестает глючить и
начинает колбасить… Далее сюжет развивается
чисто как в сказке: царевна изгоняется в лес на
съедение медведям, но волшебным образом
оказывается у семи богатырей. Причем ведет себя
адекватно:
Рюмку полну наливали,
На подносе подавали.
От зеленого вина
Отрекалася она.
Семь богатырей сперва было вдаются в
некоторый бонапартизм, наперебой предлагая
царевне руку и сердце, но тут их ждет полный
облом, так что они вынуждены предаться
сублимации, причем не вполне политкорректной:
Руку правую потешить,
Сорочина в поле спешить,
Иль башку с широких плеч
У татарина отсечь,
Или вытравить из леса
Пятигорского черкеса…
Сорочина – читай: сарацина; это что-то
наподобие афганских талибов… Под татарином ни
в коем случае не имеется в виду лояльнейший
Минтимер Шаймиев: во времена оны это было
собирательное название всех немирных инородцев.
Понятия же о политкорректности в пушкинскую
эпоху, конечно, имелись – но совершенно другого
свойства.
Что потом было – все, конечно, помнят: царевне
подбрасывают отравленное яблочко (гуманитарную
помощь, идеологическую провокацию, очередной
транш от МВФ, бешеную говядину – ненужное
зачеркнуть) и она падает без признаков жизни… Но
королевич Елисей, спросив совета у Солнца и у
Месяца (на Дальнем Востоке, куда Путин уже
триумфально съездил, и на Ближнем Востоке, куда
он не поехал, и как выясняется, правильно сделал),
но толку не добившись, обращается наконец к
Ветру. Тот ему указывает верный путь и королевич
соединяется со своей невестой.
И встает она из гроба…
Ах!.. и зарыдали оба.
В руки он ее берет
И на свет из тьмы несет…
Ну и, само собой, свадьбу тотчас учинили – потому
что без свадьбы, как известно, только мухи
женятся.
Между прочим, место, где королевич
Елисей обретает наконец свою возлюбленную,
живописуется так:
Там за речкой тихоструйной
Есть высокая гора,
В ней глубокая нора…
Наплюйте мне в очи,
если это не изображение Кузбасса. Так что
остается ожидать визита президента во глубину
сибирских руд…
3
Все будет хорошо. То есть,
сначала ни шатко ни валко, а потом покажется, что
и вовсе из рук вон, но в конце концов все
непременно будет хорошо. Если не верите, в
следующий раз перечитаем вместе
“Муху-цокотуху”.
|