в коридор                                         
                      ___                                            
                     |   |                      @                    
                     | R |           \ * /      $  осмотреться       
                     |___|            | |       $                    
                                       $        $                    
_______________________________________$________$____________________
                                                                     

 

Перечитывая заново

1

Программы развития нынче в большой моде – и краткосрочные, и стратегические; всякий сколько-нибудь заметный начальник считает своим долгом обзавестись собственною группой экспертов, которые бы выдумали ему какой ни на есть алгоритм… В частности, некая группа товарищей – социологов, психологов и экономистов, пригревшихся в Нижнем Новгороде под крылом самого молодого и перспективного российского ППП (полномочного представителя президента) Сергея Кириенко – вздумала, говорят, между делом разыскать архетипический сценарий развития России в наследии Александра Пушкина, который, как известно, наше всё… Самыми перспективными сюжетами были признаны три.

Первый сценарий – “Капитанская дочка”. Молодой Петруша Гринев – это Владимир Путин; его главный оппонент Швабрин – Березовский, который сперва с Путиным дружил и всячески его поддерживал, а потом стал строить козни… Ну а Маша – ясное дело, Россия.

Второй сценарий – “Дубровский”, со всеми коннотациями, которыми обогатил его не так давно Борис Гребенщиков, который, конечно, тоже ежели не пророк, то уж несомненный угадчик (а что с Пушкиным его не сравнить – так в Библии тоже имеются пророки большие и малые):

В тяжелый для Родины час
над нами летит его аэроплан,
красивый как иконостас –
и пишет, и пишет…

Красавец Дубровский в этом сценарии – это Владимир Путин, старик Троекуров, помпадур и самодур – Борис Ельцин… Ну а Маша – ясное дело, Россия.

Но самым богатым и перспективным представляется третий сценарий – “Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”, даже ежели учесть, что разрабатывался он с явной оглядкою на заказчика (кто такие семь богатырей – семь румяных усачей, телохранителей и душеприказчиков мертвой царевны, в общем, понятно). Впрочем, подробностей оригинального нижегородского сценария нам разузнать не удалось – да не больно-то и хотелось; у Пушкина ведь и в самом деле все написано, нужно только прочесть как следует.

2

С самого начала взаимоотношения царя (Бориса Ельцина) и царицы (вверенной его попечению державы) рисуются тут с эпическою простой:

На него она взглянула,
Тяжелешенько вздохнула,
Восхищенья не снесла
И к обедне умерла.

Впрочем, накануне царица успевает родить дочь-царевну – по-видимому, новую Россию…

Долго царь был неутешен,
Но как быть? и он был грешен;
Год прошел как сон пустой,
Царь женился на другой.

Самое пикантное, что под новою царицей можно при желании подразумевать кого угодно – хоть завистливую Америку, хоть всю западную Большую семерку, хоть Олигархию-семибанкирщину, хоть даже саму Демократию – это исключительно дело вкуса и политических убеждений… Главное – ей в приданое дано было зеркальце одно…

Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело.
С ним одним она была
Добродушна, весела…

И покуда это масс-медиа рассказывало мачехе, какая она вся из себя евроматреха и топ-модель, молодая царевна, хотя и в некотором запустении (“тихомолком”), прозябала своим чередом:

Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого,
И жених сыскался ей –
Королевич Елисей…

Вроде бы все складывается недурно: глядишь, и герой на сцене вот-вот появится. Но тут наступает ломовой момент: продажное ТВ сдает молодую царевну мачехе: дескать, она-то всяко покруче тебя будет. Тут мачеху перестает глючить и начинает колбасить… Далее сюжет развивается чисто как в сказке: царевна изгоняется в лес на съедение медведям, но волшебным образом оказывается у семи богатырей. Причем ведет себя адекватно:

Рюмку полну наливали,
На подносе подавали.
От зеленого вина
Отрекалася она.

Семь богатырей сперва было вдаются в некоторый бонапартизм, наперебой предлагая царевне руку и сердце, но тут их ждет полный облом, так что они вынуждены предаться сублимации, причем не вполне политкорректной:

Руку правую потешить,
Сорочина в поле спешить,
Иль башку с широких плеч
У татарина отсечь,
Или вытравить из леса
Пятигорского черкеса…

Сорочина – читай: сарацина; это что-то наподобие афганских талибов… Под татарином ни в коем случае не имеется в виду лояльнейший Минтимер Шаймиев: во времена оны это было собирательное название всех немирных инородцев. Понятия же о политкорректности в пушкинскую эпоху, конечно, имелись – но совершенно другого свойства.

Что потом было – все, конечно, помнят: царевне подбрасывают отравленное яблочко (гуманитарную помощь, идеологическую провокацию, очередной транш от МВФ, бешеную говядину – ненужное зачеркнуть) и она падает без признаков жизни… Но королевич Елисей, спросив совета у Солнца и у Месяца (на Дальнем Востоке, куда Путин уже триумфально съездил, и на Ближнем Востоке, куда он не поехал, и как выясняется, правильно сделал), но толку не добившись, обращается наконец к Ветру. Тот ему указывает верный путь и королевич соединяется со своей невестой.

И встает она из гроба…
Ах!.. и зарыдали оба.
В руки он ее берет
И на свет из тьмы несет…

Ну и, само собой, свадьбу тотчас учинили – потому что без свадьбы, как известно, только мухи женятся.

Между прочим, место, где королевич Елисей обретает наконец свою возлюбленную, живописуется так:

Там за речкой тихоструйной
Есть высокая гора,
В ней глубокая нора…

Наплюйте мне в очи, если это не изображение Кузбасса. Так что остается ожидать визита президента во глубину сибирских руд…

3

Все будет хорошо. То есть, сначала ни шатко ни валко, а потом покажется, что и вовсе из рук вон, но в конце концов все непременно будет хорошо. Если не верите, в следующий раз перечитаем вместе “Муху-цокотуху”.