Эх-яблочко
1
Реклама существовала еще в
древнем Риме: самый популярный жанр древних
надписей, кроме посвящений или эпитафий –
высеченные в мраморе рекламные объявления
торговцев мясом или вином. То же и с
новгородскими берестяными грамотами:
значительную часть их составляют коммерческие
прайс-листы.
Черным пиаром переполнена вся первая часть
дантовой “Комедии”: политические супротивники
партии гибеллинов, к которой принадлежал
сумрачный флорентинец, плотно упакованы в круги
“Ада”, как в рулет с мясом.
Принято считать, что лишь с развитием
телевидения все эти древнейшие технологии
обрели новое качество; коммерческие – с самого
начала его существования, политические – чуть
попозже, примерно со времен выборов президента
Кеннеди в США.
Россия запрягала, как водится долго, но когда
поехала – примерно лет десять назад, когда на
втором канале на заставке “Вестей”, самой
продвинутой и динамичной тогда новостной
программы, впервые поскакала птица-тройка –
вскоре оказалась впереди планеты всей .
2
Реклама всякого рода на ТВ
представляется иногда единственным абсолютным
злом, пришедшим в нашу жизнь по сравнению с
советскими временами.
Функционирование государственной машины,
которое во все века принято было сравнивать с
функционированием человеческого организма,
принципиально не переменилось – разве что
прежде она страдала старческими запорами, теперь
же вдалась в противоположную крайность… Войны
были не менее отвратительными – только пиара
вокруг них было гораздо меньше: почти весь он
укладывался в чеканное словосочетание выполнение
интернационального долга… Можно спорить, что
постыднее -- избирать генеральных секретарей
пожизненно или изготовлять президентов по
телевизору. Но какой-нибудь “Ленинский
университет миллионов” или уморительная
“Международная панорама” уж точно для здоровья
нации был полезней рекламы пива и памперсов.
Правда, верно и то, что нынче эти передачи мы ни за
какие деньги смотреть не стали бы… Зато “В мире
животных” и “Что? Где? Когда?” существуют и
поныне, и в новогоднюю ночь никто так и не сумел
выдумать ничего лучше “Голубого огонька” и
“Старых песен о главном”.
3
Изображение ТВ в русской
сказке: наливное яблочко катится по золотому
блюдечку, на котором от этого открываются виды
один другого краше. Впрочем, отведав этого самого
яблочка, прекрасная царевна из другой сказки
впадает в состояние зомби.
4
Думское постановление об
ограничении рекламы на ТВ, преподнесенное, как
водится, убого и косноязычно, на самом деле имеет
вполне разумную цель: ограничить объем рекламы
хотя бы до уровня, принятого в цивилизованных
странах (сейчас у нас ее в прайм-тайм по крайней
мере вдвое больше); сделать ее не громче обычного
уровня звука на ТВ; не прерывать рекламой фильм в
произвольном месте (во всем мире принято хотя бы
спрашивать разрешения у тех, кому принадлежат на
этот фильм авторские права)… Кабы Россия
присоединилась к соответствующей европейской
конвенции, проблема отпала бы сама собой.
Аргументы, что реклама нужна телевиденью как
воздух, потому что на эти-то деньги оно, дескать, и
существует, не выдерживают критики. Дело в том,
что ТВ наше и с рекламой живет взаймы. И ОРТ, и НТВ
– убыточные каналы с многомиллиардными долгами,
зарабатывать деньги они так и не научились;
деньги туда притекают потому, что наше ТВ прежде
всего инструмент политического влияния. Когда
Вяхирев от щедрот одалживает НТВ, а потом никак
не может выколотить долги из Гусинского, когда
Чубайс приобретает Ren-TV, а
Абрамович выкупает контрольный пакет акций НТВ у
Березовского – сдается, что российскими нефтью и
газом и проч. распоряжаются не самые эффективные
собственники.
Так что верить, что российское ТВ
живет-кормится от рекламы – это все равно что
объявить, что шоу-бизнес в стране рухнет, ежели
поп-музыканты перестанут платить телеканалам за
показ своих клипов.
И потом, чего такого выдающегося произвело наше
ТВ за последнее десятилетие на деньги от рекламы?
Клонированные телесериалы и клонированные
ток-шоу? Да выпустите на телеэкран в прайм-тайм
Солженицына и Астафьева, а заполночь – Пелевина
и Акунина; стоить такие передачи будут копейки, а
популярность им обеспечена не меньшая, чем
знаменитому циклу лекций о культуре покойного
Юрия Лотмана… Сказки о рейтинге – из того же
ряда, что сказки о рекламе. Просто можно делать
телезвезд из Жириновского и Радзинского – а
можно из нобелевского лауреата физика Алферова;
у него язык подвешен, право, не хуже – кабы еще в
политику не мешался…
Впрочем, я догадываюсь, отчего наше ТВ так
боится говорящих голов: эта фобия также из
области сказок. Самая первая говорящая голова
появилась в “Руслане и Людмиле” и оставила по
себе неизгладимое впечатление… Вся-то разница
между ней и Доренко – что у Пушкина на нее
наезжали, а самый рейтинговый информационный
киллер сам на всех наезжал…
5
За рекламу на российском ТВ
платят бессловесные обыватели, причем платят
дважды. Первый раз – когда расходы на рекламу
закладываются в цену рекламируемого товара.
Второй раз – когда нефтяные и газовые олигархи
расходуют на эту фабрику грез деньги от
распродажи недр, которые как-никак принадлежат
всей нации… Интересно, стали бы богатенькие
американцы вкладывать деньги в свой Голливуд,
будь он до такой степени убыточным?
Аркадий ВЫРВАЛО
|